Что показывает Индекс потребительских цен (ИПЦ), как он рассчитывается и на что влияет?

Что такое ИПЦ и что он показывает

Макроэкономика — довольно специфическая наука, что базируется на стереотипах (стандартах) — показателях, методология расчета которых не меняется десятилетиями. Один из них — индекс потребительских цен, который считается одним из наиболее важных индикаторов состояния экономической системы страны.

По сути ИПЦ — средняя температура по больнице, которая не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. С другой стороны, индекс потребительских цен — основной индикатор инфляции, оказывает огромное влияние на принятие решений как потребителями, так и производителями, инвесторами и органами власти. Он позволяет составить общую картину состояния дел в стране.

Давайте посмотрим на историю показателя потребительских цен за последние 8 лет. Для сравнения возьмем стоимость потребительской корзины жителя России и набор потребителя в Соединенных Штатах Америки (США).

Декабрь к декабрю

ГодРоссия Индекс потребительских цен на товары и услугиСША Consumer Price Index CPI
2010108,78101,50
2011106,10103,00
2012106,57101,70
2013106,47101,50
2014111,35100,80
2015112,91100,70
2016105,39102,10
2017102,51102,10
2018*102,352)102,80

*Август к декабрю прошлого года

В широком понимании, индекс — среднее взвешенное стоимости корзины потребительских товаров и услуг, таких как транспорт, продукты питания и медицинское обслуживание. ИПЦ рассчитывается путем измерения цен для каждой составляющей корзины и усреднения цен.

Для чего используется ИПЦ?

Индекс потребительских цен очень удобен на практике

– любой желающий может получить данные базисного периода в полном объеме, увидеть влияние изменения цен на стоимость товаров, спрогнозировать товарооборот и цены на предстоящий период, а также по нему можно индексацию выплат (зарплат, пенсий, пособий и т.д.).

Почему в расчетах используют именно ИПЦ? Он обладает широким рядом характеристик, делающих его удобным для широкого применения. Сюда можно отнести:

  • Простота и понятность методологии построения,
  • Оперативность публикации,
  • Месячная периодичность расчета и т.д.

Однако эксперты отмечают и ряд недостатков. Самый крупный связан с тем, что с течением времени «наполнение» корзины, а также распределение денег изменяется

. К примеру, в 90-ых годах люди не тратились на сотовую связь и мобильный интернет, а сейчас это составляет значительную долю их расходов.

Просто так менять потребительскую корзину нельзя, а это значит, что оценка происходит не совсем верная, она не соответствует реальности наших дней. Возможно, что в будущем она все же будет пересмотрена, но пока мы ориентируемся на усредненные показатели

.

Зачем нужен индекс и где он используется

ИПЦ — наиболее используемый показатель инфляции и эффективности деятельности правительства. Он дает представление об изменениях в экономике и служит основой для принятия решений как органами власти, так и производителями, потребителями.

При составлении бизнес-плана индикатор потребительских цен часто используется для прогнозирования денежных потоков предприятия, ценообразования и планирования сбыта.

Индекс потребительских цен также может использоваться для определения видов и размеров государственной помощи населению, включая социальное обеспечение и дотации. ИПЦ является одним из основных макропоказателей экономического роста любой страны.

Официальные показатели

Динамика цен в России отражается в ежемесячных выпусках информационных материалов Центробанка и Росстата, с учетом расчетов Банка России и предполагаемой статистики.

Расчет структуры прироста и темпов роста инфляции и цен на непродовольственные товары ведется без включения цен на бензин за прошедшие периоды. Финальная оценка по данным Росстата формируется на основе сведений из статистики об индексации цен на товары народного потребления и расходов российских граждан.

Низкие темпы инфляции – повод для радости большинства жителей страны, которые переживают и испытывают финансовые проблемы из-за повышения расценок на товары. Однако эксперты обеспокоены низкими показателями в экономической среде, ослаблением динамики, что идет параллельно со стабилизацией. Всё это явный признак стагнации. Инфляция – симптом экономического благосостояния и влияния на каждого из проживающих в государстве.

Рассмотрим показатели инфляции за 2022 и 2022 гг., чтобы составить прогноз на 2022 г. В 2022 г. показатель был рекордно низок – 2,5% при ставке ЦБ 7,75%. Факторы, повлиявшие на данный показатель:

  • Прирост объемов в производстве разных видов товаров.
  • Сбои в структуре государственной экономики.
  • Постоянная монополия части производителей, которые диктуют свои условия потребителям в отношении ценообразования.
  • Слабый уровень организации труд.
  • Доступность кредитов и, как следствие, высокая закредитованность населения.
  • Нестабильная и обостренная внешняя политика.
  • Нарушения в процессе экспорта-импорта продукции.

Одна из социально-экономических проблем – это так называемая нефтяная игла экономики и восприятие России как бесконечной бензоколонки. Это противоречит данным экспорта. Аналитики предсказывают, что в дальнейшем (в 2022 и 2022 годах) начнется прирост показателей макроэкономики. Ожидается стабилизация курса котировок нефти, что снова окажет положительное влияние на индекс инфляции и другие области экономики.

Виды индексов цен

Ежемесячно Росстат рассчитывает и публикует следующие основные индексы цен и показатели инфляции:

  1. ИРЦ и тарифов на товары и услуги.
  2. Базовый индекс потребительских цен (не включает в себя краткосрочные изменения стоимости товаров под влиянием административных или сезонных факторов).
  3. Индексы средних потребительских цен на отдельные виды товаров и услуг.
  4. Средние потребительские цены на отдельный вид товара или услуги (среднее уровней цен на товар зарегистрированных в торговых организациях).
  5. Стоимость минимальной продуктовой корзины (набора).
  6. Индекс стоимости жизни (определяет, насколько корзина потребительских товаров и услуг в различных регионах и городах России отличается от средней ее стоимости по стране).

Также Росстат рассчитывает базовую величину фиксированного набора потребительских товаров и услуг для сопоставления по регионам.

Немного истории: с чего все началось?

Впервые этот экономический показатель был предложен в Америке во второй половине 19-го века. Это была вынужденная мера, так как возникла необходимость компенсации потерь в связи с инфляцией. В то время инфляция была связана со скачком цен, вызванным гражданской войной.

Вычислением индекса потребительских цен занималось Министерство труда. Уже в наше время определение показателя перешло к Федеральной службе государственной статистики.

Кроме этого было несколько вариантов определения индекса цен:

Индекс цен Ласпейреса

Появился в 1871 году. Он помогает сопоставить стоимость определенного набора услуг и необходимых товаров текущего периода по сравнению с базовым. Не всегда точно можно судить про уровень инфляции.

Если расходы как-то меняются по структуре, то эти изменения не учитываются. Если цены растут, то получается завышенная оценка инфляции и наоборот.

Индекс цен Пааше

Появился в 1874 году. Он помогает понять динамику роста цен в текущем периоде. То есть он показывает увеличение или уменьшение стоимости товаров за какой-то период.

Однако адекватно оценить уровень инфляции при помощи этого индекса не получится. Каждый раз для анализа выбираются новые товары, услуги.

Индекс цен Фишера

Появился в 1927 году. Его используют не часто, он помогает устранить недостатки предыдущих способов. Рассчитывается как среднее геометрическое индексов Ласпейреса и Пааше. Особенность этого индекса в том, что он является обратимым во времени. Но эта формула не может дать никаких данных для прогноза.

Индекс Лоу

Применяется только тогда, когда нужно рассчитать закупки и реализацию на длительный период. Этот индекс позволяет учитывать изменения в составе продуктовой корзины или ассортименте товаров.

Кстати, несмотря на такое количество инструментов, для аналитики применяется только первый способ. Именно он используется для определения уровня инфляции и принятия экономических мер.

В России же необходимость в использовании индекса цен возникла только во время перехода к рыночной экономике. В 1991 году было принято решение перейти от временного индекса, созданного Госкомстатом, к индексу потребительских цен. Он отвечает международным рекомендациям.

Влияние ИПЦ на котировки валют

Полезные статьи

6 способов выгодно вложить 100 000 рублей в 2022 году

Какая компания на сегодня самая богатая в мире?

Выгодно ли вести видеоблог и сколько вообще можно заработать на YouTube за ?

Почему одни делают миллион к 30 годам, а другие обречены на бедность?

ИПЦ, как правило, оказывает значительное влияние на курсы валют, поскольку он определяет направление денежно-кредитной политики государства, а также настроения потребителей.

Например, при ускорении темпов инфляции люди начинают больше тратить, при этом требуют увеличения зарплат, чтобы иметь возможность покупать привычный набор продуктов. Это, в свою очередь, провоцирует новый виток инфляции — компании повышают оптовые цены, что, в конце концов, приводит к росту расходов населения.

Для национальной валюты это означает уменьшение покупательской способности, следовательно — ее удешевление по отношению к другим валютам. Поэтому трейдеры и инвесторы используют показатель ИПЦ для анализа рынка валют.

Преимущества ценовой стабильности

К оглавлению

Ценовая стабильность – это поддержание ЦБ устойчивой и низкой инфляции. При этом наблюдается незначительный рост цен, который не влияет на отказ потребителя от покупки товара. Это является целью государств, связанных между собой торговыми и политическими отношениями.

Низкий рост позволяет планировать масштабные программы развития, а банки могут предоставлять кредиты производству на длительные сроки по сниженным ставкам. Становится возможным развитие капиталоемких областей, увеличение расходов на социальную сферу. Наиболее оптимальным эксперты считают рост ИПЦ РФ около 4% в год, это обосновано расчетами ЦБ и поддерживается государством. Снижение до 2% увеличит издержки экономики, снизит прибыли предприятий, приведет к сокращению рабочих мест.

Недостатки индекса

Вокруг индикатора потребительских цен, как я уже говорил, идут споры экономистов уже не один десяток лет. Наиболее существенным моментом является методология составления корзины. В нее входят в заданной пропорции продукты и средства первой необходимости, одежда, коммунальные услуги, транспортные расходы, топливо, лекарства, траты на досуг и образование.

Чтобы адекватно оценить изменение расходов населения, корзина должна отражать реальную структуру потребления. Следовательно, со временем ее состав и ИПЦ необходимо пересматривать.

Например, в 90-х расходы на мобильную связь не учитывались, поскольку не являлись распространенными. Сейчас же эта статья присутствует у 99% домохозяйств.

Изменение корзины в России по годам (как состава товаров, так и пропорций) приводит к несопоставимости предыдущих данных ИПЦ с настоящими.

С другой стороны, если не пересматривать корзину, через какое-то время она не будет отвечать структуре и реальной динамике потребления.

ИПЦ и дефлятор ВВП: в чем разница

Дефлятор ВВП — еще один инструмент, который используется для измерения уровня инфляции в стране. Однако два показателя существенно отличаются:

  1. Во-первых, дефлятор рассчитывается на основе стоимости общего объема производства в ценах текущего года (по сути это индекс Пааше).
  2. Во-вторых, ИПЦ включает определенные товары и услуги, дефлятор — все, что входит в ВВП.

Недостатком показателя является то, что он не учитывает импорт. С другой стороны, индикатор всегда отражает изменения цен на новые товары и услуги, в отличие от ИПЦ.

Негативные последствия высокой инфляции

К оглавлению

Как уже говорилось, ЦБ РФ, используя различные инструменты, поддерживает уровень инфляции на оптимальном уровне. Государству и гражданам невыгодно как полное отсутствие роста, так и нерегулярные скачки. Полномочия ЦБ ограничены воздействием на монитарные факторы, так как ведомство не может напрямую влиять на производство, международные экономические изменения, массовые продажи шок-товаров.

Инфляция является залогом бизнес-активности, роста производства. Но когда она высокая и непредсказуемая, предприниматели не могут делать долгосрочных прогнозов. Заработанное тратят как можно быстрее, вкладывают не в развитие, а в иностранную валюту, недвижимость, ценные вещи. Без долгосрочных инвестиций невозможно развитие науки, технологий. Некоторые проекты требуют десятилетий исследований и разработок, и защиты капитала на весь этот период.

Граждане в условиях высокой инфляции оказываются незащищенными, теряют сбережения, уровень жизни постоянно снижается, как следствие падает ВВП и растет безработица, повышается уровень преступности. На стабилизацию, даже при эффективной работе правительства, уходят годы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]