Урок 2. Понятие активов и пассивов в бухучете простыми словами на примерах

Активы и пассивы составляют две части бухгалтерского баланса.

Активы — всё, что имеет организация: материальное и нематериальное имущество и финансы. Пассивы — источники, за счёт которых формируются активы: уставный, акционерный и заёмный капиталы.

Активы обязательно должны равняться пассивам, потому что первые формируются за счёт вторых. То есть любое изменение активов даёт изменение пассивов на эту же сумму и наоборот.

Проще говоря, имущество не может взяться из «ниоткуда», а капитал или кредит не должны быть израсходованы на что-то, что не учтено в балансе.

Что такое пассив в бухучете?

Пассив – составляющая бухгалтерского баланса. Информация из учетных документов обеспечит получение следующих данных:

  • объекты, которые находятся в собственности предприятия;
  • финансовые результаты деятельности;
  • источники средств компании.

Какие есть особенности заполнения ТСЖ пассива бухгалтерского баланса?

Активы отражают сведения об имуществе предприятия. Пассивы позволяют определить источники имеющегося капитала. В правой части таблицы бухучета фиксируются:

  • Собственные средства предприятия (включают в себя уставной капитал, а также прибыль, которая не была распределена).
  • Займы и кредиты.
  • Средства, которые удалось привлечь.

Как в пассиве бухгалтерского баланса сгруппированы источники формирования имущества?

Если все упростить, пассивы являются источниками активов. Данная связь обусловлена тем, что управление пассивами приводит к умножению активов. Пассивы и активы неразрывно связаны между собой. Они образуют баланс. Бухгалтерская таблица носит такое название в связи с тем, что пассив равен активу. Оба показателя уравновешивают друг друга.

ВАЖНО! Актив и пассив отражает главный принцип бухучета – принцип двойной записи.

Пример

Суть активов или пассивов проще понять из примера. Предприятие берет в кредит 2 000 000 рублей. Данная операция должна быть отражена в бухучете:

  • 2 миллиона отражаются на счетах. Они должны быть зафиксированы в перечне активов;
  • 2 миллиона указываются на счете «Долги по займам». Зафиксировать показатель нужно в перечне пассивов.

То есть, из активов можно получить сведения о поступлении средств. Из пассивов становится ясен источник денег – кредитование.

Выводы

Краткие выводы урока:

  1. Всё, что есть у компании, можно разделить на А. и П.
  2. А. — это имущество, дебиторская задолженность, выданные кредиты и займы, их цель — приносить прибыль.
  3. П. — это капитал, резервы, долги, обязательства, их цель — создавать А.
  4. Итоговая сумма П. всегда равна итоговой сумме А.
  5. Любое изменение П. влечет за собой изменение А. на ту же величину.
  6. Бухгалтерский баланс показывает итоги деятельности и позволяет проверить правильность ведения бухучета.

Полный курс «Бухучет с нуля» можно приобрести по этой ссылке »»».

До 30 апреля 2022 года действует скидка 25%.

Виды пассивов

Пассивы подразделяются на три вида:

  1. Собственные резервные средства предприятия. Формируются из уставного и акционерного капитала.
  2. Долгосрочные обязательства – займы, которые требуется погасить в течение года и более. В состав их могут входить отложенные налоговые обязательства.
  3. Краткосрочные обязательства – займы, которые нужно погасить в срок меньше года. В состав их могут входить не только кредиты, но и обязательства и долги перед сотрудниками предприятия, резервы дальнейших расходов.

ВНИМАНИЕ! Из одних пассивов можно много узнать о деятельности предприятия. Стабильность компании обеспечивается ее собственными средствами. Чем больше в предприятии личного капитала, тем более оно независимо. Насторожить менеджера должна большая доля заемных средств. Это повышает зависимость предприятия от кредиторов. При критической финансовой ситуации организации будет сложно погасить задолженности, что может привести к банкротству.

Правила составления бухгалтерского баланса

Разберем, какие показатели бухучета отражать в активной части бухгалтерского баланса. Приведем расшифровку по счетам и показателям отчетной формы:

Структура Что включать
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ
Нематериальные активы Здесь должна отражаться остаточная стоимость нематериальных объектов предприятия. Определите значение как разницу между счетом 04 «НМА» и 05 «Амортизация НМА».

При исчислении исключите значения, соответствующие данным о результатах исследований и разработок, а также сведения о нематериальных поисковых активах.

Результаты исследований и разработок Если организация ведет исследовательскую деятельность, и на балансе числятся результаты НИОКР, то в данном разделе бухгалтерского баланса отражайте остаточную стоимость НИОКР по счету 04.
Нематериальные поисковые активы Заполняется организациями, которые ведут освоение природных ресурсов, разведывательную деятельность.

Экономические субъекты отражают сведения о таких объектах на счете 08. Если объект имеет вещественно-материальную оболочку, то это материальный поисковый актив, нематериальные — не имеющие формы, оболочки, структуры.

Обратите внимание, что по поисковым активам предусмотрено начисление амортизации по счетам 02 и 05.

Материальные поисковые активы
Основные средства Остаточная стоимость объектов основных фондов. Определите разницу между первоначальной стоимостью по счету 01 и начисленной амортизацией, остаток по счету 02.
Доходные вложения в материальные ценности Отразите разницу между остатками по счету 03 и начисленной амортизацией по соответствующим объектам учета (счет 02).
Финансовые вложения Это долгосрочные финансовые вложения, срок которых не менее 12 месяцев. Например, отразите остаток по счету 55 при наличии депозитов, открытых на срок более 12 месяцев.

Также отражайте долгосрочные вложения по счетам 58 (финансовые вложения) и 73 (займы работникам учреждения).

Уменьшите остаток по счету 58, если организация сформировала резерв по сч. 59.

Отложенные налоговые активы Отразите остаток по сч. 09. Показатели отражаются в соответствии с ПБУ 18/02.
Прочие внеоборотные активы Отразите иные виды внеоборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.
Итого по разделу I Формируется итог по соответствующему разделу.
II. ОБОРОТНЫЕ
Запасы Отразите сумму остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Включите информацию о конечном сальдо по сч. 19 «НДС».
Дебиторская задолженность Для получения показателя суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.

Кредитовый остаток в расчет не включайте.

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Это депозиты, финансовые вложения, займы работникам со сроком обращения менее 12 месяцев. Формируем остатки по сч. 55, 58, 73. Учитываем резерв по сч. 59, его вычитаем при наличии сальдо.
Денежные средства и денежные эквиваленты Фактические деньги компании, числящиеся на счетах 50, 51, 55 (кроме депозита), 52, 57 по состоянию на отчетную дату. Отражаем сумму дебетового сальдо.
Прочие оборотные активы Отразите иные виды оборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.
Итого по разделу II Суммарное значение показателей раздела.
БАЛАНС Сумма раздела 1 и 2.

Отличия собственных и заемных объектов пассива на примере

Выше уже указывалось, что структура баланса дает представление о стабильности компании. Наличие собственных средств – серьезное преимущество предприятия. Правильное использование пассивов обеспечит независимости и благополучие.

Пример использования собственных средств. Компания купила помещение под офисы. Недвижимость сдается в аренду. Средства от аренды непрерывно поступают в бюджет компании. Организация поступает чистую прибыль, не предполагающую обязательств. Средства могут использоваться как на формирование капитала, так и на увеличение оборота. Прибыль не уменьшается вследствие инфляции, так как цены на аренду офисов постоянно растут.

Пример использования заемных средств. Компания взяла в кредит миллион рублей для аренды торгового помещения и покупки партии продукции. Кредит был краткосрочным. Помещение было арендовано. На торговой площадке выставлена продукция. Товар стал популярным у потребителей. За несколько месяцев удалось получить более 2 миллионов рублей. Миллион был направлен на погашение кредита.

Но возможна и другая ситуация. Компания взяла в кредит миллион рублей. Деньги также были направлены на аренду и закупку продукции. Однако товар не встретил успеха у потребителя. За несколько месяцев удалось получить 200 000 рублей. Денег не хватило на последующую аренду торгового помещения, а также на уплату кредита в срок. Кредиторы направились для взыскания долга в суд. Компании пришлось объявить себя банкротом.

ВНИМАНИЕ! Исходя их приведенных примеров, становится ясно, что предприятию выгодно иметь собственные резервы. Однако, на большинстве предприятий, есть и заемные средства. Это совершенно нормально. Главное – отслеживать пропорции между собственными и заемными средствами.

Итоги

Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2022 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.

Источники:

  • Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н
  • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Структура пассивов

Большая часть пассивов состоит из различных обязательств предприятия: кредитов, займов, задолженностей перед сотрудниками или контрагентами. Подразделяются обязательства на данные типы:

  • Мнимые. К ним относятся деньги, которые были предоставлены собственником компании, долги с истекшим сроком давности. Мнимые обязательства можно условно назвать погашенными. Они фиксируются в бухучете и налоговом учете. Учет их ограждает организацию от двойной уплаты. Стоимость оборотов не будет снижаться.
  • Скрытые. Обязательства, которые есть в официальной документации, однако фактически не существуют. Появляются при несвоевременном указании погашенных задолженностей в учете. В состав скрытых пассивов включены отложенные налоговые обязательства, отчисления в целях благотворительности, покрытие задолженностей филиалов компании.
  • Фактические. Такие обязательства и существуют фактически, и правильно отражены в балансе. Включают в себя задолженности перед банковскими и кредитными учреждениями, штатом работников, акционерами.

Обязательства – это разнородная структура. Для понятия положения компании важно проанализировать состав пассивов.

Самоучитель для начинающих с нуля

Доступный самоучитель «Бухучет с нуля за 14 дней» для изучения основ бухгалтерии для начинающих бухгалтеров.

Самоучитель состоит из:

  • обучающей книги с уроками;
  • сборника задач с ответами и решениями;
  • примера ведения бухучета с закрытием года;
  • законодательная база актуальной версии: ПБУ, План счетов, Закон «О бухгалтерском учете» в формате pdf.

Рекомендуем также прочитать:

  • Урок 1. Что такое бухгалтерский учет — кратко простыми словами о бухучете в целом
  • Урок 3. Что такое счета бухучета и зачем они нужны?
  • Урок 4. Как быстро и просто составлять проводки?
  • Урок 5. Что такое первичные документы и зачем они нужны?
  • Урок 6. Учетная политика организации — зачем нужна и как составлять?
  • Урок 7. Учет уставного капитала на счете 80 — что это такое и зачем нужно?
  • Урок 8. Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал (счет 75)
  • Урок 9. Учет наличных денежных средств (счет 50)

Анализ пассивов

Анализ пассивов включает в себя следующие меры:

  1. Оценка долей краткосрочных и долгосрочных обязательств.
  2. Определение числа ликвидных активов, которые могут служить источником погашения долгов из графы с пассивами.
  3. Оценка долей собственных и заемных средств.

Анализ позволяет построить план развития предприятия, направленный на увеличение собственных средств. Показатели обеспечивают своевременное отслеживание сложной финансовой ситуации компании.

Итак, запомним:

  • Пассив – составляющая баланса компании.
  • Отражает источники поступления активов.
  • В состав пассивов могут входить краткосрочные и долгосрочные обязательства, уставный капитал, долги перед сотрудниками.
  • Обязательства подразделяются на множество категорий: мнимые, скрытые, фактические. Пассивы предприятия можно и нужно анализировать. Они отражают стабильность компании, ее независимость от кредиторов.
  • На основании полученных показателей можно составить план, который поможет улучшить благосостояние предприятия.

Ликвидность активов

Внеоборотные и оборотные активы — это не единственная группировка, хотя она и используется в бухгалтерском балансе.Аналитики распределяют активы на четыре группы по степени ликвидности, то есть способности превращаться в деньги:

  • абсолютно ликвидные активы (А1) — это имущество, которое можно максимально быстро обратить в деньги, например, это сами денежные средства и ценные бумаги;
  • среднеликвидные активы (А2) — имущество, которое без особых затруднений можно реализовать, например, товары, готовая продукция и дебиторская задолженность;
  • слаболиквидные активы (А3) — имущество с длительным сроком продажи, например, сырье, незавершенное производство;
  • неликвидные активы (А4) — имущество, которое продать затруднительно, например, оборудование, здание, долгосрочная дебиторка.

Это деление очень условно и зависит от конкретного имущества. Например, продать сырье в виде листов оцинкованного металла гораздо проще, чем продать карбоксиметилцеллюлозу. Также и с оборудованием: продать сверлильный станок будет проще, чем линию для выдува полипропилена.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]