Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать


Понятия

Полное название Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ) – «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу с 1 января 2021 года.

Цель Закона № 259-ФЗ – законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий. Это:

  • распределенный реестр цифровых транзакций;
  • привлечение российскими юрлицами и ИП инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Цифровые финансовые активы

Это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Их выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные инфосистемы.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Права, удостоверенные фин. активами в цифре, возникают у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему таких активов. Эти записи смогут вносить ИП и организации.

Полного перечня сделок, которые можно совершать с цифровыми финансовыми активами, в Законе № 259-ФЗ нет. Но здесь упомянуты, в частности, купля-продажа и обмен на такие же активы другого вида.

Цифровая валюта

Это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе, которые предлагают и/или могут быть приняты в качестве

  • средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей;
  • и/или в качестве инвестиций.

В их отношении отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Исключение: оператор и/или узлы (пользователи) информационной системы, обязанные только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

К цифровой валюте не относятся (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085):

  • бонусные баллы;
  • бонусы на накопительных дисконтных картах, начисленные банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств (кешбэк).

Для целей Федеральных законов о банкротстве (от 26.10.2002 № 127-ФЗ), об исполнительном производстве (от 02.10.2007 № 229-ФЗ), о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ) и о противодействии отмыванию преступных доходов (от 07.08.2001 № 115-ФЗ) цифровая валюта – это имущество. То есть, на неё может быть обращено взыскание в общем порядке.

Принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой нельзя. Это касается, в частности, российских компаний. Более того, запрещено распространять информацию о предложении и приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.

Права на цифровую валюту при определенных условиях можно защитить в суде. Условие: владелец сообщил, что у него есть такая валюта и он совершал с ней сделки, операции. Порядок информирования будет прописан в Налоговом кодексе РФ.

Инфосистемы, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, также могут выпускать цифровые права, включающие одновременно такие активы.

В Законе № 259-ФЗ нет понятий криптовалюта (в итоге – цифровая валюта), токен (ICO – Initial Token Offering), майнер, цифровой кошелёк, а также электронного договора – смарт-контракт, хотя изначально они планировались.

Операторы информационных систем, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена закон признаёт некредитными финансовыми организациями.

Налогообложение криптовалют в первой редакции законопроекта №1065710-7

Налоги и ставки:

  • Физические лица обязаны заплатить НДФЛ, а юридические налог на прибыль.
  • Для физлиц ставка налога составит 13% от прибыли и 15% на доход, превышающий 5 млн рублей в год. Юридические лица уплачивают налог по ставке 20%, при этом уменьшение налогооблагаемой базы на сумму амортизационных отчислений не предусматривается;
  • Если за календарный год оборот по операциям с цифровыми валютами не превысил ₽600 тысяч, отчитываться и платить налоги не нужно.

Штрафные санкции:

  • Непредставление в налоговый орган информации о владении цифровой валютой, отчетов об операциях или предоставление искаженных данных — штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм — либо от суммы покупки, либо от суммы продажи.
  • Непредставление в установленный срок в налоговый орган информации о владении цифровой валютой, отчетов об операциях и остатках – ₽50 000.
  • Неуплата или неполная уплата налога — в размере 40% от суммы неуплаченного налога.

Поскольку цифровые валюты признаны имуществом, то регулятор предлагает установить в законопроекте налоговые последствия, аналогично операциям купли-продажи имущества: либо НДФЛ, либо налог на прибыль.

Под налогообложение подпадают операции с цифровыми валютами с января 2022 года. Несмотря на то, что налоговым органам еще предстоит разработать методику определения рыночной цены цифровой валюты, амнистия на активы, имевшиеся в распоряжении участников криптовалютного рынка до 2022 года, не предусмотрена.

Необходимо обратить внимание, что утвержденный в первом чтении законопроект предусматривает возникновение уведомительных и налоговых обязательств сторон при поступлении и/или списании цифровой валюты, превышающем сумму, эквивалентную в денежном выражении ₽600 тысяч в год. Речь идет не о разовой операции, как это определено в положениях ст.6 Закона 115-ФЗ, а о годовом лимите, причем в обе стороны: как поступления, так и списания.

По состоянию на начало ноября 2022 года законопроект проходит доработку ко второму чтению.

Сферы регулирования

Закон № 259-ФЗ регулирует:

  • выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов (с учётом положений Закона о рынке ценных бумаг от 22.04.1996 № 39-ФЗ об эмиссионных ценных бумагах);
  • особенности деятельности и ответственность оператора информационной системы, в которой происходит выпуск этих активов, и оператора обмена ими;
  • оборот цифровой валюты в России.

Также Закон № 259-ФЗ содержит требования к решению о выпуске цифровых финансовых активов. порядок ведения реестра пользователей информационной системы и правила обмена цифровых финансовых активов, порядок их согласования.

Требования Закона № 259-ФЗ не распространяются на:

  • обращение безналичных и электронных денег;
  • выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Регулирование в отношении цифровых финансовых активов

Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:

  1. выпуск цифровых финансовых активов может осуществляться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, на основании решения, содержащего всю необходимую в соответствии с законом информацию об этих активах. Решение, в частности, должно содержать указание на информационную систему, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и на ее оператора;
  2. последующий учет, оборот и передача финансовых активов осуществляется в информационной системе, в которой они были выпущены, в соответствии с утвержденными правилами информационной системы;
  3. ЦБ РФ вправе установить перечень цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только квалифицированными инвесторами, либо лимит для определенных цифровых финансовых активов, в пределах которого такие активы вправе приобретать неквалифицированные инвесторы. Если неквалифицированный инвестор приобрел финансовые активы, которые могут передаваться только квалифицированным инвесторам, либо приобрел цифровые финансовые активы сверх установленного лимита, то оператор обмена цифровых финансовых активов (о нем далее) должен по требованию неквалифицированного инвестора приобрести у него эти финансовые активы и возместить ему все полученные убытки, если только инвестор не предоставил недостоверную информацию, на основании которой его признали неквалифицированным;
  4. ведение информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет цифровых финансовых активов, осуществляется специализированным субъектом — оператором информационной системы. Закон содержит достаточно подробные требования к такому оператору, включая необходимость включения в специальный реестр Банка России, и квалификационные требования к руководителю и должностным лицам такого оператора. Банк России также вправе установить дополнительные требования;
  5. сделки с цифровыми финансовыми активами осуществляются через другого специализированного субъекта — оператора обмена цифровых финансовых активов. Такому оператору также необходимо внести сведения о себе в специальный реестр Банка России, кроме того, предусмотрены квалификационные требования к руководителю и должностным лицам. Так же, как оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает соответствующие правила;
  6. одно и то же лицо может быть одновременно и оператором информационной системы, и оператором обмена цифровых финансовых активов, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к этим субъектам;
  7. предусмотрен ряд особенностей выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по акциям или право требования передачи акций. Например, такой выпуск запрещается, если ранее акционерным обществом уже были выпущены акции в обычной (бездокументарной) форме. В то же время, например, не требуется государственная регистрация выпуска акций в виде цифровых финансовых активов;
  8. на оператора информационной платформы и оператора обмена цифровых финансовых активов возлагается обязанность по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации о клиентах и совершаемых ими операциях в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  9. предусмотрены особые требования к рекламе цифровых финансовых активов: реклама не может осуществляться до момента опубликования решения о выпуске цифровых финансовых активов. Кроме того, она не должна содержать обещаний дохода от цифровых финансовых активов или прогноза роста их курсовой стоимости, но должна содержать наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и адрес сайта, на котором размещено решение, сведения об ограничениях для неквалифицированных инвесторах, а также предупреждение о том, что цифровые финансовые активы являются «высокорискованным» финансовым инструментом, и их приобретение может привести к потере денежных средств.

Включить в сведения о расходах

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно им, отдельные категории лиц обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению в том числе цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Учитывая, что статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты в РФ установлен только с 01.01.2021, впервые сообщить о соответствующих сделках по их приобретению нужно за период 2021 года (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085). В первую очередь, это касается замещающих государственных и муниципальных служащих.

Указ Президента РФ от 10.12.2020 № 778 с мерами реализации отдельных положений Закона № 259-ФЗ утвердил форму «Уведомления о наличии цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав, цифровой валюты».

Её заполняют претенденты на должности федеральных госслужащих. А с 1 июля 2021 года сведения о цифровых финансовых активах, правах и валюте нужно подавать в составе обновленной справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Какие ограничения вводятся на использование криптовалюты на территории России

Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью и созданных на территории России, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими товары, выполненные ими работы, оказываемые ими услуги или иной способ, позволяющий предполагать оплату цифровой валютой товаров. Данное требование касается и физических лиц, фактически находящихся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Указанные лица могут требовать факта судебной защиты принадлежащей им цифровой валюты, но только при условии информирования о ее наличие в соответствие с законодательством о налогах и сборах.

Также в России запрещается распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встреченного предоставления за передаваемые ими товары, выполненные ими работы, оказываемые ими услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валюты товаров.

Госслужащие должны включать цифровую валюту в декларации о своем имуществе. Также чиновникам запрещается инвестировать в цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствие с иностранным правом, и в цифровую валюту.

Мнение эксперта: закон оставил много непонятных вопросов

«В законопроекте о цифровых финансовых активах разграничиваются понятия ЦФА и цифровой валюты, — объясняет директор по связям с общественностью криптобиржи Garantex Татьяна Максименко . — ЦФА — это цифровые права, а цифровая валюта — код, который может использоваться в качестве средства платежа. Но мы уверены, что не стоит разделять эти понятия. Должно быть единое определение цифровых прав, которое уже существует в статье 141.1 Гражданского кодекса. Там уже предусматривается возможность перехода прав в цифровой формат».

«Сам закон о ЦФА коснется регулирования токенов, хотя сам термин из документа исчез, — продолжает Максименко. — Как будет регулироваться цифровая валюта без определенного эмитента, то есть истинная криптовалюта, такая как биткоин или Monero, неизвестно. Это будет указано в законопроекте о цифровой валюте, который нам обещают к сентябрю».

Представитель криптобиржи Garantex также отмечает, что осталось совершенно непонятное требование к использованию доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории России.

«Если передача цифровой валюты произведена с использованием объектов нероссийской информационной инфраструктуры, то всё, операция незаконна? – задается вопросом Максименко. — Принимать цифровую валюту за оплату товаров, работ и услуг тоже запрещается, что выводит огромный пласт возможных правоотношений из поля законности. Хорошо хоть, что остался пункт о декларировании цифровой валюты. Это позволит хоть как-то расследовать дела о кражах, вести банкротные производства, передавать криптовалюту по наследству».

Кому операторы ЦФА должны передавать данные о своих пользователях

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ведет реестр пользователей с привлечением лиц, выполняющих функции узлов информационной системы. Оператор возмещает пользователям убытки за утрату информации, сбои в работе информационных систем, предоставление пользователям информационной системы недостоверной информации, нарушение оператором правил работы информационной системы и несоответствия информационной системы требованиям закона.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан обеспечить: возможность восстановления доступа обладателя таких прав, если он был утрачен; бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы; целостность и достоверность информации о ЦФА; корректность реализации в информационной системе установленных ее оператором алгоритма создания, хранения и обновления информации, содержащейся в распределенном реестре, и алгоритма, обеспечивающих тождественность указанной информации во всех базах данных; невозможность внесения изменения в установленные оператором алгоритмы.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, должен обеспечить внесение изменений записей в ЦФА на основании таких документов, как вступивший в силу судебный акт, исполнительный документ и свидетельство о праве на наследство. Это должно произойти не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования. Информация о сделках с ЦФА должна храниться оператором информационной системы в течение пяти лет, аналогичное требование накладывается на операторов обмена ЦФА.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан предоставить содержащуюся в записях данной системы информацию о ЦФА по требованию следующих лиц: суда, Росфинмониторинга, Центробанка, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, органов предварительного следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (на основании решения суда). Также информация должна предоставляться по запросам уполномоченных лиц в соответствие с законодательством о противодействии коррупции, по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства и по требования регистратора, в которым был открыт счет депо ЦФА.

Требования к акционерам и руководителям операторов ЦФА

Для операторов обмена ЦФА устанавливаются дополнительные требования в виде размера уставного капитала не менее 50 млн руб. и аналогичного минимального размера чистых активов. Также участниками такого рода операторов не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытие и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшоры).

Лица, имеющие право распоряжаться более чем 10% голосов от хозяйствующих обществ, являющихся операторами обоих указанных типов, должны соответствовать требованиям к деловой репутации. В случае выявления лиц, не соответствующих данным требованиям, Центробанк в течение 30 дней направляет требование об устранении нарушений. На устранение нарушение дается 90 дней. До устранения нарушений указанное лицо может распоряжаться не более чем 10% голосов.

Технологии успешного SOC: детектирование атак и создание правил корреляции

Безопасность

В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и оператора обмена ЦФА, не может выступать юридическое лицо. Также функции единоличного исполнительного органа обоих указанных типов операторов не могут быть переданы коммерческой организации или индивидуальному управляющему.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск, и операторов по обмену ЦФА, а также их главные бухгалтера, руководители служб внутреннего контроля, члены коллегиальных исполнительных органов и коллегиальных органов управления, должны иметь высшее образование и опыт работы в соответствующей сфере.

Данные позиции не могут занимать: лица с непогашенными судимостями; лица, в отношении которых не истек срок дисквалификации по административным делам; лица, осуществлявшие функции единоличного исполнительного органа и члена коллегиального испольного органа финансовых организаций в течение года до момента отзыва у них лицензии (если с момента отзыва лицензии не прошло пяти лет); лица, которые два и более раза привлекались в течение последних трех лет к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица, которые в течение предшествующих пяти лет привлекались к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица из перечня физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму; лица, в отношении которых Росфинмониторингом приняты решения о замораживании денежных средств.

Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и операторы обмена ЦФА, информируют Центробанк о лицах, занимающих указанные должности, а также об их уходе. В случае несоответствия лиц, занимающих указанные должности, требованиям закона, Центробанк вправе потребовать устранить нарушения.

Защита неквалифицированных инвесторов

Если лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, приобрело ЦФА на сумму, превышающую установленные Центробанком лимиты для неквалифицированных инвесторов, оператор информационной системы, в которой данные ЦФА были выпущены, обязан выкупить ЦФА на сумму, превышающие установленные пределы. Аналогичное требование предъявляется и к операторам обмена ЦФА. Однако если инвестор сообщил неверную информацию, позволившую неверно определить его как квалифицированный инвестор, то он лишается данной возможности.

При каких условиях Центробанк прекращает работу операторов ЦФА

В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором информационной системы, осуществляющим выпуск ЦФА, ровно как и оператором обмена ЦФА, требований данного закона, а также закона о противодействию отмыванию денежных средств, Центробанк вправе исключить его из реестра. Если оператор, относящийся к одному из указанных типов, совмещает свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации и его лицензия на соответствующую деятельность аннулируется, то Центробанк исключает оператора из соответствующего реестра.

После исключения оператора информационной системы, осуществляющей выпуск ЦФА, из соответствующего реестра запрещается внесение записей в данную систему о ЦФА. Также оператор данной системы должен в течение 30 дней обеспечить передачу хранящейся в ней информации о лицах, выпустивших ЦФА.

Аналогичным образом оператор обмена ЦФА после исключения его из соответствующего реестра прекращает операции по обмену ЦФА. Со своей стороны, оператор информационной системы, осуществляющей выпуск ЦФА, обязан прекратить возможность совершения сделок через такого оператора обмена ЦФА. Также оператор информационной системы обязан, осуществляющей выпуск ЦФА, после исключения из реестра оператора обмена ЦФА обязан привлечь другого оператора для обмена ЦФА.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может самостоятельно попросить Центробанк исключить его из соответствующего реестра при условии выполнения своих обязательств перед лицами, выпустившими ЦФА. С аналогичной просьбой может обратиться и оператор обмена ЦФА. Исключение должно произойти в течение 14 рабочих дней после поступления соответствующего заявления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]