«Приняли, но не совсем». Закон о цифровых финансовых активах

31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2022 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.

Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.

Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.

В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.

Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).

Закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.

Ниже — краткий обзор основных положений закона.

Понятия

Полное название Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ) – «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу с 1 января 2021 года.

Цель Закона № 259-ФЗ – законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий. Это:

  • распределенный реестр цифровых транзакций;
  • привлечение российскими юрлицами и ИП инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Цифровые финансовые активы

Это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Их выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные инфосистемы.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Права, удостоверенные фин. активами в цифре, возникают у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему таких активов. Эти записи смогут вносить ИП и организации.

Полного перечня сделок, которые можно совершать с цифровыми финансовыми активами, в Законе № 259-ФЗ нет. Но здесь упомянуты, в частности, купля-продажа и обмен на такие же активы другого вида.

Цифровая валюта

Это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе, которые предлагают и/или могут быть приняты в качестве

  • средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей;
  • и/или в качестве инвестиций.

В их отношении отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Исключение: оператор и/или узлы (пользователи) информационной системы, обязанные только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

К цифровой валюте не относятся (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085):

  • бонусные баллы;
  • бонусы на накопительных дисконтных картах, начисленные банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств (кешбэк).

Для целей Федеральных законов о банкротстве (от 26.10.2002 № 127-ФЗ), об исполнительном производстве (от 02.10.2007 № 229-ФЗ), о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ) и о противодействии отмыванию преступных доходов (от 07.08.2001 № 115-ФЗ) цифровая валюта – это имущество. То есть, на неё может быть обращено взыскание в общем порядке.

Принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой нельзя. Это касается, в частности, российских компаний. Более того, запрещено распространять информацию о предложении и приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.

Права на цифровую валюту при определенных условиях можно защитить в суде. Условие: владелец сообщил, что у него есть такая валюта и он совершал с ней сделки, операции. Порядок информирования будет прописан в Налоговом кодексе РФ.

Инфосистемы, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, также могут выпускать цифровые права, включающие одновременно такие активы.

В Законе № 259-ФЗ нет понятий криптовалюта (в итоге – цифровая валюта), токен (ICO – Initial Token Offering), майнер, цифровой кошелёк, а также электронного договора – смарт-контракт, хотя изначально они планировались.

Операторы информационных систем, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена закон признаёт некредитными финансовыми организациями.

Распределенный реестр

Согласно п. 7 ст. 1 Закона:

Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”.

Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.

Так, стандарт ISO 22739:2020 (en) Блокчейн и технологии распределения реестра — словарь, дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра:

Блокчейн — распределенный реестр с подтвержденными блоками организованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок. Блокчейны организованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре.
Распределенный реестр — реестр (записей), который распределен в наборе распределенных нод (или узлов сети, серверов) и синхронизирован между ними с использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей (в реестре); обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции.

Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как “информационная система”, и в которую также включаются и “информационные системы на основе распределенного реестра”. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.

Сферы регулирования

Закон № 259-ФЗ регулирует:

  • выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов (с учётом положений Закона о рынке ценных бумаг от 22.04.1996 № 39-ФЗ об эмиссионных ценных бумагах);
  • особенности деятельности и ответственность оператора информационной системы, в которой происходит выпуск этих активов, и оператора обмена ими;
  • оборот цифровой валюты в России.

Также Закон № 259-ФЗ содержит требования к решению о выпуске цифровых финансовых активов. порядок ведения реестра пользователей информационной системы и правила обмена цифровых финансовых активов, порядок их согласования.

Требования Закона № 259-ФЗ не распространяются на:

  • обращение безналичных и электронных денег;
  • выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Что осталось за рамками принятого законопроекта?

Принятый законопроект — прорывной для России. Самое главное — он признает криптовалюты и прочие цифровые активы легитимными. Это значительный шаг к выводу криптовалют из серой зоны, цифровые активы больше не игнорируются законодательством.

Однако полного вписания криптовалют в российское правовое поле не произошло, и законодателям есть над чем работать. Принятый законопроект станет основой для всех остальных законопроектов по регулированию крипто-индустрии.

За рамками законопроекта остались следующие вопросы:

  • Определение и регулирование майнинга;
  • Правила выпуска и оборота криптовалют в России, обмена цифровых активов на фиатные средства (прежде всего — на рубли);
  • Налогообложение и декларирование криптовалют;
  • Ответственность за нарушение предписаний законопроекта.

В тексте документа есть отсылка к тому, что все эти вопросы будут регулироваться отдельными законопроектами. Вполне вероятно, что они будут содержать гораздо больше запретов и ограничений. Не удивимся, если в них появится и уголовная ответственность за незаконный оборот цифровых валют.

«Текущий законопроект о цифровых активах не содержит ничего, кроме основных положений и определений. Я бы назвала это вводной частью к основному законопроекту. Мне кажется, что Госдума действует в рамках своей бюрократической логики, по которой ей президентом дано распоряжение принять закон о ЦФА, и она его выполнила так, как сумела», — заметила Мария Станкевич, директор по развитию бизнеса криптовалютной биржи EXMO.

Принятый законопроект — компромисс между полным запретом криптовалют и их полной легализацией. Уголовного преследования за их использование, которое предполагалось предыдущей версией документа, нет. Из текста также пропали положения, позволяющие получать и передавать цифровые активы лишь в наследство, при банкротстве или в исполнительном производстве. Худшие опасения не подтвердились.

«Сторонникам регулирования законопроект показал, что законодатели работают над определением статуса цифровых активов, в то время как бизнес получил свидетельство того, что депутаты готовы обсуждать инициативы и не настаивают на жестких решениях. При этом закон по-прежнему оставил ситуацию с классическими децентрализованными криптовалютами серой — ни запрета, ни легализации. Для их регулирования предполагается принятие дополнительных актов», — заметил Виктор Аргонов, аналитик брокера EXANTE.

Включить в сведения о расходах

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно им, отдельные категории лиц обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению в том числе цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Учитывая, что статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты в РФ установлен только с 01.01.2021, впервые сообщить о соответствующих сделках по их приобретению нужно за период 2021 года (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085). В первую очередь, это касается замещающих государственных и муниципальных служащих.

Указ Президента РФ от 10.12.2020 № 778 с мерами реализации отдельных положений Закона № 259-ФЗ утвердил форму «Уведомления о наличии цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав, цифровой валюты».

Её заполняют претенденты на должности федеральных госслужащих. А с 1 июля 2021 года сведения о цифровых финансовых активах, правах и валюте нужно подавать в составе обновленной справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Как принятие закона повлияет на крипто-индустрию в России

Пока ощутимых перемен на российском крипторынке ждать не стоит — законопроект оставляет еще много вопросов.

Больше всего непонимания вызывает запрет на оплату товаров и услуг криптовалютами. Пока по тексту получается, что любое физическое или юридическое лицо, принимающее оплату или расплачивающиеся в криптовалютах, признается нарушителем. Документ ставит огромную массу криптопользователей вне закона, не предлагая никаких альтернатив.

Также неясно, как будет проверяться декларирование и как будет взиматься налог. Мы уже писали о том, как сложно определить налогооблагаемую базу при для криптовалютных активов. Для реализации требований законопроекта понадобится дополнительное регулирование, а также мониторинг транзакций бирж.

Необходимость декларировать криптовалюты выглядит как продолжение борьбы с отмыванием доходов и серых схем оплаты труда, активно проводимое Налоговой под руководством ее бывшего главы Михаила Мишустина. При этом законопроект не дает пользователям никакой мотивации декларировать свои крипто-активы и выходить из тени.

В целом требования к операторам обмена ЦФА аналогичны требованиям, предъявляемым к участникам традиционного финансового рынка. Предполагается, что лицензирование операторов обмена ЦФА приведет к очистке рынка от небольших компаний, которые не готовы работать с регулятором. Это должно еще сильнее подчеркнуть преимущества регулируемых площадок для пользователей, застраховав их от многих рисков. Однако пока неясно, будут ли биржи и банки, ранее далекие от ЦФА, заинтересованы в них. Многие стартапы просто откажутся от выхода на российский рынок. Поэтому ждать резкого роста количества операторов обмена ЦФА не стоит.

«Что касается статуса крипто-обменников и бирж, то до детализации условий оборота цифровых валют предприниматели вряд ли рискнут открывать подобный стартап на территории России», — заметил Виктор Аргонов.

Мария Станкевич считает, что даже в нынешнем виде принятый законопроект — это большой шаг вперед.

«После прошлых запретительных редакций законопроекта на международном рынке появился огромный страх связываться с Россией и компаниями, у которых огромный пласт пользователей занимают российские юзеры. Сейчас все выдохнули», — сказала эксперт.

Требования к акционерам и руководителям операторов ЦФА

Для операторов обмена ЦФА устанавливаются дополнительные требования в виде размера уставного капитала не менее 50 млн руб. и аналогичного минимального размера чистых активов. Также участниками такого рода операторов не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытие и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшоры).

Лица, имеющие право распоряжаться более чем 10% голосов от хозяйствующих обществ, являющихся операторами обоих указанных типов, должны соответствовать требованиям к деловой репутации. В случае выявления лиц, не соответствующих данным требованиям, Центробанк в течение 30 дней направляет требование об устранении нарушений. На устранение нарушение дается 90 дней. До устранения нарушений указанное лицо может распоряжаться не более чем 10% голосов.

Как увеличить инвестиции в ИТ-инсорсинг в полтора раза

ИТ в банках

В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и оператора обмена ЦФА, не может выступать юридическое лицо. Также функции единоличного исполнительного органа обоих указанных типов операторов не могут быть переданы коммерческой организации или индивидуальному управляющему.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск, и операторов по обмену ЦФА, а также их главные бухгалтера, руководители служб внутреннего контроля, члены коллегиальных исполнительных органов и коллегиальных органов управления, должны иметь высшее образование и опыт работы в соответствующей сфере.

Данные позиции не могут занимать: лица с непогашенными судимостями; лица, в отношении которых не истек срок дисквалификации по административным делам; лица, осуществлявшие функции единоличного исполнительного органа и члена коллегиального испольного органа финансовых организаций в течение года до момента отзыва у них лицензии (если с момента отзыва лицензии не прошло пяти лет); лица, которые два и более раза привлекались в течение последних трех лет к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица, которые в течение предшествующих пяти лет привлекались к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица из перечня физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму; лица, в отношении которых Росфинмониторингом приняты решения о замораживании денежных средств.

Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и операторы обмена ЦФА, информируют Центробанк о лицах, занимающих указанные должности, а также об их уходе. В случае несоответствия лиц, занимающих указанные должности, требованиям закона, Центробанк вправе потребовать устранить нарушения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]