С 1 января 2022 г. в России действует Закон, который регулирует отношения, связанные с оборотом цифровых активов и валюты, в т. ч. и криптовалюты. Выхода Закона, который бы регулировал правовое положение криптовалюты, ждали более двух лет.
Прежде чем перейти к обсуждению Закона, который регулирует рынок криптовалюты и другой цифровой валюты, разберемся с терминологией.
Что такое криптовалюта?
Непосвященному человеку легко запутаться в «цифровых» терминах, которые связаны с обращением криптовалюты.
Прежде всего, остановимся на понятии «криптовалюта», которое считается альтернативой бумажным деньгам, выпускаемым государством.
С 1 января 2022 года вступил в силу Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», в котором не упоминается криптовалюта, но дано определение цифровой валюте. А криптовалюта является разновидностью цифровой валюты.
Отметим, что определение достаточно сложное, поэтому выделим его суть.
Криптовалюта не имеет материального воплощения, не является денежной единицей.
Криптовалюта, как и другая цифровая валюта, признается имуществом.
В ее основе лежит определенная технология, получившая название «блокчейн». С помощью специального адреса, который лежит в основе блокчейна, можно осуществлять переводы криптовалюты.
А «добывают» криптовалюту на специальных фермах, которые называют «майнинг-фермами».
Для того чтобы существовала криптовалюта, должны существовать мощности, на которых она вычисляется и обменивается — это платформа блокчейн.
По свидетельству специалистов, «майнинговое оборудование является специализированным компьютерным оборудованием, предназначенным для выработки криптовалюты (генерированный математический код). Процесс выработки криптовалюты является непрерывным, поэтому оборудование изначально предназначено для непрерывного функционирования, не требует контроля со стороны персонала и работает полностью в автоматическом режиме после первоначальной настройки» (Постановление 17 ААС от 21.12.2020 № А60-1032/2019).
Закон № 259-ФЗ не оперирует понятием «блокчейн», вместо него используется термин «распределенный реестр».
Слово «транзакция» хорошо известно гражданам и в данной ситуации оно означает операцию, которая проводится в блокчейне.
Первую криптовалюту составляли биткоины, которые были выпущены 12 лет назад.
Тем не менее, Законодательное регулирование только сейчас легализовало цифровую валюту.
Регулирование сделок с виртуальной валютой в США
Операции по продаже криптовалюты в США регулируются федеральными и региональными нормативными актами только в таких случаях:
- если виртуальная валюта в соответствии с законодательством является ценной бумагой;
- если виртуальная валюта имеет все параметры платежного инструмента либо же компания соответствует всем качествам оператора платежных услуг.
Кроме вышеуказанного, все производные контракты привязанные к криптовалюте (свопы, фьючерсы, опционы) регулируются CFTC.
FinCEN относит следующие сделки с криптой к платежным операциям и обязывает компании предоставляющие подобные услуги получить лицензию:
- обмен виртуальной валюты;
- хранение цифровых денег, с правом их выкупа и эмиссии.
Обменники и криптобиржи, предоставляющие платежные услуги обязаны выполнять требования Закона «О банковской тайне» и Правил по борьбе с отмыванием денег.
Внимание!!! Гражданам США запрещается вести дела с иностранцами, которые включены в Список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц.
Как суды расценивают использование криптовалюты в расчетах?
Судебных споров, связанных с обращением криптовалюты, практически нет. Есть малочисленная судебная практика, сформированная до принятия Закона № 259-ФЗ, которая лишний раз доказывает правовую неопределенность операций с криптовалютой.
Так, физические лица обратились в суд о взыскании денежных средств, процентов. Суть событий заключалась в следующем: истцы-физические лица передали денежные средства в размере 140 тыс. долларов ответчику для того, чтобы последний предоставил им майнинговые мощности и осуществил «добычу» криптовалюты. В свою очередь, ответчик должен был «добыть» криптовалюту по истечении определенного срока после передачи денег. Но ответчиком обязательства по предоставлению майнинговых мощностей так и не были выполнены.
Истец обратился в суд. В качестве документов было представлено соглашение о майнинге, условием которого являлось предоставление клиенту права на майнинг. Договор не содержал предварительной либо фиксированной даты окончания срока действия, а поставщик услуг не несет ответственность за любые убытки, которые связаны с падением рынка биткоина.
Суд отказал истцу в возврате денег и процентов. Как подчеркнула судья, биткоин не подпадает ни под определение электронных денежных средств, ни под определение платежной системы. Биткоин также не является иностранной валютой и не относится к объектам гражданских прав.
Таким образом, в России отсутствует правовая база для данных платежей и все операции участниками сделки совершались на свой страх и риск. Заключенный между сторонами договор являлся по своей конструкции договором возмездного оказания услуг, стороны реализовали свое право на свободу договора (гл. 39 ГК РФ). А истцы не доказали, что понесли убытки в результате ненадлежащего качества услуг, а не вследствие падения рынка биткоина (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.10.2019 № 33-45558/2019).
Майнинг в новых законах
Майнинг, то есть добыча криптовалюты, интересовал людей, ожидавших принятия закона, пожалуй, больше всего. Эту тему прокомментировал Анатолий Аксаков, сообщив, что майнеры будут включены в реестр ФНС. В связи с этим они должны будут платить налоги и вести деятельность как предприниматели со всеми вытекающими последствиями.
Парламентарий также выдвинул предложение на первые пару тройку лет ввести своеобразный мораторий на налогообложение. Это поможет беспроблемно провести легализацию майнерской деятельности как бизнеса. Например, для малого бизнеса с небольшими объёмами выработки Аксаков предложил использовать более простую схему налогообложения. А вот представители крупного бизнеса будут подвергаться стандартному налогообложению, выплачивая налоги на прибыль, и возможно даже НДС.
К тому же Аксаковым было заявлено, что, скорее всего, придётся дорабатывать определение майнинга, так как на сегодня главным определяющим показателем выступает потребляемость электрической энергии, чего явно недостаточно для полноценного контроля.
Что изменилось с принятием «цифрового» Закона?
Действующий с этого года Закон придал правовой статус криптовалюте, отнеся ее к цифровым деньгам. Законом криптовалюта приравнена к имуществу, что означает возможность включения ее в конкурсную массу при банкротстве. Отметим, что ранее в некоторых судебных решениях, криптовалюту приравнивали к имуществу (Постановление 9 ААС от 15.05.2018 № А40-124668/2017).
Теперь этот вопрос не будет предметом судебных разбирательств.
Цифровая валюта отнесена к средствам платежа (п. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Тем не менее, ст.14 Закона запрещено принимать криптовалюту в оплату товаров, работ, услуг. Этот запрет распространяется на компании, а также граждан, которые находятся в России не менее 183 дней в течение календарного года.
То есть с криптовалютой можно проводить любые сделки, связанные с куплей-продажей, передавать в залог, менять, но расплачиваться за купленный товар нельзя, поскольку на территории РФ официальной денежной единицей является рубль.
Китай и РФ
Криптовалюты в Китае
Китай долгое время был центром мирового майнинга, пока одна коммунистическая партия не захотела выстрелить себе в ногу, из-за чего их же производители электричества остались без потребителя и на продажу начали выставлять целые гидроэлектростанции.
Они давно собирались запретить майнинг, но в этом году непониимание криптовалют совпало с наездами других стран за низкие стандарты заботы о природе, ведь Китай больше всех в мире сжигает угля. Вот и нашли крайних, показательно отключив всех майнеров, большинство из которых при этом потребляло электричество с гидроэлектростанций, но кто там разбирался.
Также Китай — это важный центр торговли криптовалютами и страна — лидер по использованию стейблкоина Tether. Несмотря на то, что торговля криптовалютами в Китае запрещена с 2022 года, она все равно процветала благодаря P2P-площадкам и просто за счет работы на иностранных биржах. При чем биржи эти иностранные условно, Binance — тоже китайская компания, но никаких официальных представительств там не имеет и дел как бы не ведет.
Интересный факт, несмотря на текущую ситуацию вокруг биржи, как ее прессуют регуляторы по всему миру, китайские трейдеры ставят Binance самый большой бал доверия. Почему если у Binance все плохо, не падает курс BNB? Потому что все верят, что это временные сложности и ничего страшного по факту не случится.
Криптовалюты в России
А что происходит в России? Тут можно записать себе победу над США, потому что у нас есть закон о цифровых активах, а у них нет. И да, это был сарказм, хоть закон и есть, но, возможно, лучше бы его вовсе не было.
Что действительно круто, то что Россия, да и соседние страны очень активны в криптовалютном пространстве, если смотреть на активность торговли. И, конечно, власти не могли упустить такой возможности, чтобы не попробовать собрать за это налог. Поэтому принят закон, где есть такое понятие как «цифровые активы», они признаны имуществом и как следствие подлежат налогообложению. Согласно этому закону, который уже действует, россиянин может задекларировать криптовалюту, а также сообщить о полученных с нее доходах и поделится ими с государством. На этом собственно все, еще государство может по суду конфисковать криптовалюту, если вы ее предварительно задекларировали и найдется нужный повод, например, долги.
Мы лично не выступаем за криптоанархию и не против, того чтобы государство существовало в роли адекватного менеджера, мы даже понимаем, что для его существования понадобятся налоги. Но вот пример, банковский вклад имеет страховую сумму, которую государство компенсирует, если банк обанкротится.
Если мы дали кому-то в долг или инвестировали в компанию-банкрота, существует процедура, по которой можно вернуть если не все, то хоть часть денег. Однако, касательно регулирования криптовалют ничего нет, за что платить налоги с криптовалютных доходов, если все что делает государство — это предупреждает о рисках. То есть, если заработал, должен поделиться, а если потерял, то сам дурак и никто тебе ничем не поможет.
Не знаем как вы, но лично мы такую ситуацию назвать нормальной не можем и поэтому тот закон, что действует сейчас, он кстати еще запрещает использование биткоина как средства платежа, нас совершенно не устраивает.
Действия Китая уже отразились на крипторынке, на Россию он внимания особо не обращает и теперь главным действующим лицом остаются США, где власти крайне подозрительно активизировалось. Ну, что ждем запрет или легализацию — как думаете?
Мнение финансовых аналитиков России о криптовалютах на 2022 год
Анатолий Аксаков, председатель комитета по финансовому рынку и ценным бумагам, высказывается в сторону криптовалюты резко. По его мнению, цифровые деньги – это пузырь, он верит, что Биткоин достигнет отметки в 40 тыс. $, после чего обязательно лопнет. Поэтому выступает за полный запрет криптовалют, майнинга и биржевых операций с ними. Солидарен с Анатолием Аксаковым и глава Центробанка РФ, который считает, что Биткоин угрожает всей банковской системе. Но подобные заявления, пока остаются лишь словами.
Разрешены ли физическим и юридическим лицам резидентам РФ операции с криптовалютами.
Да, разрешены.
Основным официальным документом по данному вопросу является Письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027* (текст есть также на https://miningclub.info/threads/fns-i-kriptovaljuty-oficialnye-otvety.1007/), в котором указано :
«запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит»
Предприятия, банки и небанковские кредитные организации не имеют ни оснований ни полномочий отвергать официальную позицию Минфина РФ и ФНС РФ по данному вопросу.
См. также: Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон?
Варианты проведения сделок по приобретению криптовалюты резидентами РФ
Прямое приобретение криптовалюты за иностранную валюту.
В этом случае между нерезидентом (например, оффшорной компанией) и резидентом РФ заключается договор о том что резидент РФ перечисляет нерезиденту денежные средства в долларах США или в евро, а нерезедент обеспечивает внесение записей в распределенный реестр Ethereum о переводе на указанный в договоре адрес на в сети Ethereum, принадлежащий юридическому или физическому лицу — резиденту РФ указанного в договоре количества эфира или биткойнов.
Возможным вариантом также является использование для расчетов переводного аккредитива. Банк раскрывает аккредитив в пользу оффшорной компании по факту зачисления на указанный в договоре адрес в сети Ethereum или Bitcoin указанного в договоре количества криптовалюты, а оффшорная компания переводит платеж по поставщикам криптовалюты.
Передача средств в доверительное управление в оффшорный фонд, который осуществляет в интересах клиента финансовые вложения, в том числе в криптовалюты, в интересах клиента.
В этом случае формально криптовалютой владеет оффшорный инвестиционный фонд, долю в котором приобретает компания — резидент РФ. При этом может быть построена схема в которой компания — резидент РФ получает также приватный ключ и пароль для управления счетом на Ethereum, или иным путем получает возможность в любой момент “обналичить” (т.е. забрать в виде криптовалюты) свою долю в фонде. В этом варианте возможно упрощается для банка (или небанковской кредитной организации) проведение платежа клиента, так так платеж по договору осуществляется не за криптовалюту, а за долю в инвестиционном фонде (что более привычно для банков), при этом в договоре может фигурировать название инвестиционного фонда, а не криптовалюты напрямую, и отсылка к условиям его функционирования.
В бухгалтерском учете так же как было показано выше, юридическое лицо отражает свои вложения на 58 «Финансовые вложения», и при конвертировании вклада в криптовалюту, можно просто переводить на другой субсчет 58 счета.