О децентрализации часто говорят как о ключевом качестве для блокчейн-проектов. Но что такое децентрализация? Является ли она отправной точкой или, наоборот, пунктом назначения? Можно ли её количественно измерить и в каждом ли случае она будет полезна?
Эти вопросы становятся всё более насущными теперь, когда SEC прямо назвала децентрализацию определяющим фактором при принятии решения о классификации криптоактивов (токенов) в качестве ценных бумаг.
«Децентрализованным называется проект, в котором отсутствует третья сторона, посредник, чьи усилия являются ключевым фактором, определяющим успешность предприятия: через развитие актива, построение сети, использование финансовых поступлений для повышения функциональности, реализацию права управления и владение значительной долей в проекте». Уильям Хинман, SEC, 14 июня 2018 года
Интересно, что в индустрии, настолько внимательно относящейся к определениям и классификациям, термин «децентрализация» используется так либерально и часто без какого-либо реального анализа.
Кроме того, если раньше криптокомьюнити, сформировавшееся вокруг Биткойна, и состоявшее главным образом из либертарианцев и шифропанков, стремилось к децентрализации как к главной ценности, сейчас эта отрасль развивается и привлекает более широкий мир предприятий, банков и правительств, и эти новые участники имеют разные, а иногда и противоречащие друг другу повестки.
Для этих новых заинтересованных групп, компромиссы, лежащие в основе сетей Биткойна и Эфириума, являются непрактичными или, что ещё хуже, противоречат регулированию в условиях которого, как они настаивают, они могут/должны получать финансирование и вести свою деятельность.
Поэтому понимание реалий децентрализации и их формирования в более широком историческом контексте управления никогда ещё не было настолько важным для возможности вести информированные и разумные дискуссии.
Что такое децентрализация?
Важно и разумно было бы начать с того, что децентрализация – это спектр. Будучи часто предпочтительным свойством систем, поскольку она может быть более устойчивой и менее уязвимой к атакам, отказам или цензуре, она в действительности не является двоичным качеством.
Более того, децентрализация в контексте технологии распределённого реестра (Distributed Ledger Technology, DLT) является сложной и многогранной, и в конечном итоге включает в себя все аспекты того, как регулируются сеть, её токен и экономика. Важно также отметить, что разные классы решений будут иметь разные уровни децентрализации.
В сетях Биткойна и Эфириума крайне важно попытаться выстроить механизм децентрализованного формирования консенсуса для обеспечения безопасности сети. Однако другие классы решений – как, например, разрешение конфликтов (судебные) или обновления сети (законодательные) – остаются относительно централизованными.
Хоть децентрализация и является сложным понятием, мы считаем, что, говоря о ней в контексте DLT, эту тему можно разделить на пять областей:
Как это будет реализовано на практике
Допустим, сторонники «децентрализованного плана» смогли получить власть в стране и попробовали внедрить свою идею на практике. К чему это приведёт? Часть предприятий откажется выполнять их план. По разным причинам – политические взгляды владельца, несогласие с планом и так далее. Часть предприятий откажется контролировать выполнение плана. Часть предприятий согласится и будет контролировать, но не будет выполнять планы. Часть предприятий будет закрываться, не выполняя тем самым план – ведь при децентрализации никто не вправе заставить их его выполнять, несмотря ни на что. Всё это в комплексе приведёт к невыполнению плана экономического развития и неудовлетворению спроса. Сторонникам плановой экономики придётся либо заставлять предприятия выполнять план, либо их план будет не выполнен и от него придётся отказываться. В первом случае они станут осуществлять самый что ни на есть жёсткий централизованный контроль, что приведёт к повторению советского опыта. Это то, какой была на практике плановая экономика и всегда будет.
Хард-форки и софт-форки
Многие по тому, как проект выглядит на момент формирования генезисного блока судят о том, насколько он может быть предрасположен или не предрасположен к форкам в будущем, однако мы не знаем способов количественно оценить такую вероятность.
Подобные предположения часто также подразумевают, что форк всегда является деструктивным явлением, оказывающим негативное влияние на сеть, а не обычным явлением, свойственным протоколам с открытым исходным кодом. Это тем более важно понимать в условиях продолжающихся дискуссий о том, в какой части децентрализованных сетей будет происходить прирост их ценности: на уровне приложений или же на базовом уровне протоколов.
Что касается последнего, то, насколько хорошо протокол разработан и управляется, будет говорить об устойчивости не только протокола, но и всей создаваемой экономической системы, о чём мы ещё поговорим подробнее позже.
Хард-форк – это такое изменение правил, при котором программное обеспечение, подтверждающее блоки по старым правилам, будет идентифицировать блоки, создаваемые по новым правилам, как недействительные.
Для работы по новым правилам владельцы узлов должны обновить их программное обеспечение. Если одна группа узлов сети продолжает использовать старое программное обеспечение, тогда как другие узлы перешли на новое, может произойти разделение сети.
Активируемый пользователями софт-форк (UASF) – это спорная концепция принудительного изменения правил посредством софт-форка без поддержки большинством майнеров.
Роль смарт-контрактов в DeFi
Большинство приложений в области DeFi включают создание и исполнение смарт-контрактов. Для определения условий между субъектами, которые заключают договор, смарт-контракты используют компьютерный код, а в обычном договоре используется юридическая терминология. Все условия договора описаны в смарт-контракте. Это обеспечивает надежное выполнение и автоматизацию бизнес-процессов.
Смарт-контракты проще и быстрее в использовании. Это влияет на уменьшение вероятности неблагоприятных событий для обеих сторон. Однако поскольку компьютерный код подвержен ошибкам, конфиденциальная информация, заблокированная в смарт-контрактах, находится под угрозой.
История децентрализации
К сожалению, обсуждение извечной задачи управления при коллективном принятии решений и баланса между эффективностью централизованного управления и распределённостью, участием и защитой от тирании, свойственным более децентрализованным формам управления, выходит за рамки этой статьи.
Разделение власти, федерализм, делегирование полномочий и другие конституционные механизмы призваны ограничить личную власть и увеличить субсидиарность, принцип, согласно которому проблемы должны решаться наименее централизованной властью, способной эффективно с ними справляться.
Ключевой момент, о котором мы здесь хотим сказать, заключается в том, что децентрализация является политическим идеалом, подобно суверенитету. И, как и в случае с суверенитетом, её сложно спроектировать и ещё сложнее поддерживать. Но что ещё более важно, децентрализация – это проектное решение, подразумевающее ряд компромиссов, и именно их мы хотим здесь рассмотреть.
Информационные и коммуникационные технологии – такие как телеграф, телефон и интернет – всё в большей степени позволяют сделать процесс принятия решений более быстрым, более коллегиальным, распределённым и иногда автоматизированным.
Однако, чтобы не отклоняться далеко от целей этой статьи, мы начнём с 1970-х годов и появления программного обеспечения с открытым исходным кодом. Несмотря на то, участие в разработке открытого ПО является распределённым, с политической точки зрения, трудно назвать такие проекты децентрализованными, поскольку, хоть они и открыты для всех участников и очень демократичны, процесс принятия решений в них в значительной мере иерархичен и в конечном счёте контролируется великодушной диктатурой, вносящей в процесс весомый вклад и, следовательно, оказывающей большое влияние, как это ясно видно на примерах Linux или Mozilla.
Цифры
У DeFi-сервисов относительно мало пользователей. По данным сервиса Dune Analytics, общее число уникальных адресов в DeFi на конец июля 2022 года составляло чуть более 3 млн. Кроме того, согласно результатам исследования, проведённого компанией Chainalysis, более 60% операций на рынке децентрализованных финансов составляли транзакции объёмом более $10 млн, которые осуществляли крупные инвесторы. То есть в начале 2020-х рынок децентрализованных финансов – это скорее закрытый клуб, нежели продукт для масс.
Ключевые различия между открытыми системами, p2p-сетями и токенизированными DLT
Мы считаем, что есть существенные различия между классическими открытыми системами, распределёнными p2p-сетями и сегодняшними токенизированными DLT, которые мы будем называть открытыми экономическими системами.
Инновация цифрового дефицита позволяет нам привнести в координацию распределённой сети экономический стимул и потенциально более децентрализованную систему управления, в которой обязательные к исполнению правила могут быть записаны непосредственно в программном коде реестра.
Однако это обоюдоострый меч, так как в таких системах повышаются ставки и для неблагоприятного поведения участников, когда форк может быть способом не только развития базы кода, но и управления монетарной политикой и, потенциально, распределения богатства.
Источники
- Экономика. Толковый словарь // Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2000
- Словарь по экономической теории // Составитель В.П. Теплов — 136 с. — Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал, 2007
- М.С. Восленский. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. – 294 с. — Москва: МП «Октябрь» — Советская Россия, 1991 год. — с. 215-222.
- А.А. Ткаченко. Индикативное планирование // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 242. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/economics/text/2009079 (дата обращения: 07.06.2021).
- Децентрализованное планирование // Либертарное Социалистическое Движение. Вконтакте (vk.com). 10 августа 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@lisomo-decentralizovannoe-planirovanie (дата обращения: 07.06.2021).
Так децентрализованы ли наши новые системы?
Как мы упоминали во вступлении, степень децентрализации становится всё более важным критерием для некоторых регуляторов по мере того, как они пытаются разобраться в этой быстро развивающейся сфере.
SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) недавно заявила, что Биткойн и Эфириум (в его сегодняшнем состоянии), вероятно, нельзя отнести к ценным бумагам по причине присущей им (цитата) «высокой степени децентрализации».
Однако у тех, кто глубоко вовлечён в эту сферу такая формулировка вызывает больше вопросов, чем ответов. Как видно из таблицы ниже, при ближайшем рассмотрении и с учётом нюансов открытых экономических систем, это утверждение по большому счёту можно назвать мифом.
Название | # сущностей, контролирующих >50% майнинговых мощностей или голосов | % объема денежной массы, удерживаемый топ-100 аккаунтами | # клиентских баз кода, на которые приходится >90% узлов | # публичных узлов |
Bitcoin | 3 | 19 % | 1 | 9624 |
Bitcoin Cash | 3 | 25 % | 2 | 2124 |
Ripple | 1 | 81 % | 1 | 732 |
Stellar | 1 | 95 % | 1 | 111 |
Ethereum | 3 | 34 % | 2 | 15708 |
Cardano | 1 | 40 % | 1 | 1 |
Decred | 2 | 39 % | 1 | 259 |
Путь к децентрализации
Со всё возрастающей ясностью мы понимаем, что децентрализация не является начальной точкой или даже конечным состоянием, но скорее путём, требующим от идущего по нему прагматизма и гибкости.
Понимание и оптимальное планирование децентрализации особенно важно для нас в Outlier Ventures, потому что мы являемся не только инвесторами, но также и консультантами в сферах токенизированных экономик, проектирования систем и управления нашим портфелем. Успешность большей части наших инвестиций обычно зависит от долгосрочного успеха наших проектов, поэтому нам нужно, чтобы они были жизнеспособны и устойчивы.
И это непростая задача. Если мы посмотрим на короткую (всего около 10 лет) историю криптосферы, то увидим, что она полна примеров вызовов для децентрализованного управления – будь то проблемы масштабирования, с которыми сталкивается Биткойн, откат состояния сети в результате взлома и последовавшие за этим дебаты о способах принятия решений (Ethereum), равно как и просто обновления сетей.
В лучшем случае это был плохой пиар, в худшем, это могло ограничивать прирост пользователей и обновления сети и в самом худшем случае приводило к спорным форкам. Можно считать это лишь следствием того, что эти проекты являются первым поколением протоколов с радикально новыми решениями, которые со временем нуждаются в форке, чтобы стать более зрелыми. Однако есть и несколько общих тем, которые потенциально могут быть смягчены посредством грамотного планирования и управления, как то:
- Масштабирование – сильное разделение мнений относительно того, как и когда следует вносить изменения на уровне протокола. Самый известный пример – это споры вокруг размера блока в Биткойне.
- Централизация – часть комьюнити, сформировавшегося вокруг протокола, считает, что управление протоколом осуществляется слишком централизованно, и создаёт форк, направленный на реализацию более децентрализованной модели управления – например, с полностью иной моделью управления или через изменение алгоритма консенсуса, призванное противодействовать централизации майнинга.
- Обновления – новая версия протокола несёт в себе критические изменения, и, следовательно, требует выполнения хард-форка. Очевидным примером могут быть желанные форки, предполагающие поддержку большей части сообщества. С другой стороны, спорные форки иногда называют просто «обновлениями», чтобы заручиться поддержкой сообщества.
Как следствие, криптоиндустрия привнесла много новых изменений в и без того сложный предмет управления в децентрализованных системах и повысила стоимость ошибки. Вот почему мы считаем необходимым существование гибкого процесса, выступающего в качестве направляющего маршрута к оптимальной децентрализации для заданного сценария использования.
Схема пути к децентрализации
Ниже мы изложили некоторые из возможных соображений обо всём спектре децентрализации – от базовых заседаний правления, через введение машинного обучения, до процессов принятия решений и управления. Главной темой являются имеющиеся соображения регуляторов относительно степени децентрализации, и уровень полезности в момент продажи конечному пользователю, управление и его кодификация нужно рассматривать параллельно с процессом продажи токенов: кто может участвовать в системе и на какой стадии.
Потенциально можно предусмотреть даже географическое измерение, чтобы учесть различия в различных существующих в мире нормативно-правовых средах, таких как нюансы законодательства о ценных бумагах США. Наша схема не претендует на то, чтобы быть полностью всеобъемлющей или носить предписывающий характер, но является скорее когнитивной картой, призванной показать вам, как мы думаем о децентрализации в своей работе.
Самое важное, что хотелось бы подчеркнуть – это то, что мы всегда считаем оптимальным сохранить процесс принятия решений «сырым» (аналоговым и подразумевающим человеческое участие) и гибким, поскольку проект движется к ключевым этапам своего развития, начиная с «полной функциональности» (формулировка SEC: настолько полной, насколько полной может быть технология с открытым исходным кодом) и до рыночного становления сети (когда сеть используется по назначению в контексте одной или более отраслевых вертикалей).
Слишком раннее принятие кодификации проектных решений может стать ограничительным при столкновении с реалиями рынка и событиями в целом (например, хакерскими атаками), что сделает систему более уязвимой и подверженной форкам.
На начальной стадии проект должен учитывать желаемую оптимальную степень децентрализации на разных уровнях сети и то, насколько это разумно с точки зрения его полезности для пользователей и требований к нормативно-правовому соответствию, чтобы найти консенсус с большинством участников сети и избежать утечки ценности или хард-форков в долгосрочной перспективе.
В ранние периоды высокой степени централизации проекта мы можем получать необходимые знания из сообщества разработчиков открытого ПО, в котором практикуются радикальные уровни прозрачности. В то время как принятие решений может быть полностью инклюзивным, доверие комьюнити проекта можно поддерживать и увеличивать посредством хороших и открытых практик регулярного взаимодействия. Очевидно, что общие характеристики DLT хорошо соответствуют этой цели и не нуждаются в объяснении.
В процессе проектирования токенов мы рекомендуем инвестировать значительное время в оценку диапазона возможных состязательных атак, которые могут возникнуть в сети, и скорректировать в зависимости от результатов предполагаемый маршрут к децентрализации и то, насколько управляемым в перспективе должен быть реестр.
Мы включили в нашу визуализацию примеры того, насколько далеко, в теории, вы можете зайти в своём стремлении к децентрализации – таких, как алгоритмическое принятие решений касаемо монетарной политики и автоматизированная их реализация.
Риски работы
- Уязвимость смарт-контрактов. Меры безопасности смарт-контрактов на высоком уровне, но они не застрахованы от риска нападения хакерских атак.
- Уязвимости на стороне пользователей. Не каждый следит за сохранностью своих приватных ключей и паролей. Рекомендуется пользоваться аппаратными кошельками, а также двухфакторной аутентификацией.
- Неудачное обновления протокола. Многими проектами управляют голоса всех держателей токенов. Однако мнение большинства не всегда может совпадать с вашим.
- Финансовые риски. Основной из них – падение стоимости того или иного актива. Предсказать скачки курса практически невозможно.