Вкратце:
- Невзаимозаменяемые токены (NFT) — это уникальные цифровые активы, которые обычно используются для представления произведений искусства и предметов коллекционирования.
- Недавний бум NFT привел к тому, что некоторые из них были проданы по цене более 1 миллиона долларов за штуку, а одна была продана почти за 70 миллионов долларов.
Незаменяемые токены, или NFT, меняют наше представление об искусстве, и инвесторы начинают обращать на это внимание.
В прошлом году NFT вышли на передний план криптопространства. Уникальные с криптографической точки зрения токены позволяют создать реальный дефицит цифровых объектов, и художники воспользовались возможностью, предоставляемой технологией.
В 2022 году наблюдается значительный всплеск интереса к NFT, при этом интерес в поиске Google к этому термину достигает самых высоких показателей, а торговые площадки NFT, такие как Nifty Gateway и OpenSea, демонстрируют рекордные объемы торгов.
Но растет не только интерес. За последние шесть месяцев было продано девять из десяти самых дорогих NFT за все время их существования, что свидетельствует о серьезном аппетите инвесторов.
Имея это в виду, мы рассмотрим десять самых смехотворно дорогих NFT, когда-либо проданных, и оставим вам судить об их истинной стоимости.
Что представляет собой картина «Everydays: The First 5000 Days»?
Этот цифровой коллаж, который состоит из 5000 диджитал-рисунков. Начиная с 1 мая 2007 года Майк Винкельманн создавал по рисунку каждый день, пока спустя 13,5 лет не набрал 5000 изображений. Художник объединил свои работы в одно эстетическое целое в произвольном порядке (не учитывая хронологию). При увеличении масштаба изображения можно детально рассмотреть каждый рисунок. Это абстрактные, фантастические, гротескные, местами абсурдные, глубоко личные и иногда отражающие текущие события в мире цифровые изображения, уже завоевавшие популярность в виртуальном пространстве.
Самым первым рисунком Beeple в рамках этого проекта стал набросок его дяди — Джима, которого художник прозвал Убер Джей. Описывая этот фрагмент коллажа, Майк признался, что, наверное, потратил бы на рисунок больше времени, если бы знал, что в конечном итоге он будет частью работы, выставленной на аукционе Christie’s.
Другой его рисунок, напоминающий маленького человечка и выполненный в 3D, был создан утром, перед тем, как Винкельманн отвез свою жену в роддом. Еще один пример изображения на коллаже — рисунок с бывшим вице-президентом США Майком Пенсом, которому в тот день на голову во время дебатов села муха, что Beeple в гротескной и сюрреалистичной манере и отразил на картине.
Статья по теме
7 новых работ Бэнкси
Как прожить с Beeple 3 недели и не сойти с ума.
5000 картинок (на самом деле больше), пару десятков статей, множество работ других цифровых художников, игры, фильмы и мультики — все это я просмотрела, чтобы понять, кто такой Бипл, что он сделал, почему и кто решил коллекционировать то, что каждый может увидеть в Инстаграм.
Beeple, или «и ты так можешь».
Все уже знают, что зовут его Майк Винкельман, и что он продал свое цифровое произведение за 69 миллионов долларов. Если быть точнее, то за 69,3. Родился Майк 20 июня 1981 года в деревне Норд Фонд Дю Лак, где насчитывается всего 5000 жителей. Отец его —
инженер-электрик, мать работала в доме для престарелых. Учился Майк здесь же, и в 2003 году окончил 12 классов местной школы. То есть он по сути обычный деревенский парень.
Так выглядит на Гугл-карте деревня North Fond Di Lac, где вырос Beeple.
Школа, где он учился
А теперь —
тадамс! Beeple учился рисунку всего 2 года, образование у него инженерное, в области компьютеров. Получил он его в Университете Пёрдье, в Висконсине. И самое главное, до недавнего времени Beeple вообще не позиционировал себя как художник. Дизайнер, клип-мейкер
—
да, но художник
—
нет.
Некоторое время Бипл работал создателем веб-сайтов, но это было довольно скучно. Биплу было 25, и он искал себя. Возможно именно эту статью, вышедшую 7 января 2007 года он пробежал глазами https://www.jessicaswift.com/2007/01/07/200717tom-judd-illustrator-extraordinaire-html/
И —
бинго!
—
идея родилась. Родилась она, конечно, не совсем у него. Собственно, этим так или иначе художники занимались всегда. Но вряд ли Бипл углублялся в исторические исследования. А вот о том, что Том Джадд каждый день рисовал по картинке и собрал скетч-бук из 365 страниц, он узнал. И решил принять вызов.
Том Джадд. «Everyday»
1 мая 2007 года он запостил на свой сайт первую картинку. Она маленькая, отдельные работы Бипла вообще невелики, и это его дядя Джим.
Положа руку на сердце, скажем, что это не шедевр. Но с этого дня, что бы ни происходило в его жизни, он методично постил на сайт, а потом в Инстаграм одну картинку. За это время он освоил программу Cinema 4D, некоторые другие графические редакторы, стал делать видео для разных проектов, в том числе для Possible Productions, Apple, SpaceX, Луи Виттон, Джастина Бибера и других, женился, обзавелся двумя детьми, переехал в Чарльстон и, наконец, стал продавать свои работы с использованием токенов. Но каждый день, не взирая на работу, свадьбу, переезд, рождение детей, на сайте Бипла появлялась очередная картинка. Так прошло почти 14 лет.
Один из самых известных коротких фильмов Бипла 2015 года.
Mike Winkelmann on February 24, 2022 in Charleston, South Carolina. (Photo by Scott Winkelmann / Scott Winkelmann / AFP)
Он обычный парень. Он живет в обычном по меркам США просторном доме, с обычной мебелью. Его рабочее место рядом с ванной комнатой. В стене пробита дыра, в которую уходят кабели от мониторов и клавиатуры. Сами компьютеры стоят на специально сколоченной доске прямо над ванной, потому что от постоянного и мощного рендеринга они страшно греются. Одевается он довольно просто, очень классически, и ездит (во всяком случае до сегодняшнего дня ездил) на старой Тойоте-Королле, хотя и до этих торгов, он уже продавал свои работы за сотни тысяч долларов. Даже свой ник он выбрал в честь милой мягкой игрушки. Вот этой.
Несмотря на то, что он вроде бы художник, в его доме нет картин. Вместо них на стене висят два телевизора, работающие без звука.
Что? Странно? Многие из вас могут сказать: «Он почти как я, простой парень, робеющий на первой вечеринке, где были знаменитости, радующийся тому что у него в друзьях теперь сам Шонн Леннон».
Что продал Бипл?
Перед нами внушительных размеров полотно, сшитое, как лоскутное одеяло из маленьких пестрых прямоугольничков. И этих прямоугольничков там больше 5000 штук. Все, что было нарисовано с 1 мая 2007 года до момента выставления на торги. Не знаю, вдавались ли специалисты Christie’s в исследование каждой картинки. Сейчас критики уже усматривают в некоторых из них сексистские или расистские коннотации. Вряд ли Бипл антифеминист или расист, просто общество изменилось за 14 лет и стало острее реагировать на шутки. А у Бипла отличное чувство юмора, хотя иногда очень прямолинейное.
Имеет ли размер значение?
Когда мы видим мозаику из картинок, собранную в один коллаж, нам кажется, что это прямо что-то огромное-огромное, почти бесконечное. Давайте посмотрим, так ли это. Размер полотна Бипла в пикселях 21069х21069. Сколько это? Если распечатать коллаж и повесить на стену, то получится 7,5х7,5 метров. Около того.
«Ого!» —
скажете вы. Ого. Но были и большие по размеру «ого». «Принцесса Греза» Михаила Врубеля
—
14х7,5 метров, «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веренезе
—
9,9х6,9 метра, «Гобелен из Байё», сотканный в 11 веке, и вовсе 70 метров в длину, правда ширина его всего 50 см.
1. -Beeple “Everydays — The First 5000 Days”; 2 —
М. Врубель. Принцесса Грёза; 3
—
Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. 4
—
Гобелен из Байё, если его разрезать и собрать в прямоугольник и увеличенный фрагмент гобелена.
Может быть, 5000 изображений, собранных в одно полотно — это рекорд? Нет. Как минимум, в 2014 году известнейший советско-американский исследователь культуры Лев Манович представил зрителям огромный коллаж, собранный из 13000 изображений. Это снимки и картинки, которые киевляне, находившиеся в центре и поблизости от центра Киева в дни революционных событий, разместили в Инстаграме.
Лев Манович, Алисе Тифентале, Мехрдад Яздани, Джей Чоу. Исключительное и повседневное: 144 часа в Киеве. 2014 год. Фото: Кристине Мадьяре
Не знаю, какого размера хайрезы Бипла и есть ли они, но в сети он предлагает своим поклонникам небольшие картинки, которые можно разбить на несколько тем.
Что рисует Бипл?
Давайте же приступим к рассматриванию того, что рисует Бипл. Ну, во-первых, слово «рисует» не очень подходит к тому, что делает художник. Работает он в программе Cinema4, которая позволяет создавать трехмерные модели, экспериментировать с материалами и текстурами и анимировать изображение.
Иногда он использует готовые 3D модели из различных библиотек, иногда моделит сам, но может воспользоваться и 3D сканером, как, например, в этом случае:
К работе Бипл подходит профессионально, и на технику средств не жалеет. Готовую сцену он отправляет рендериться (мы помним, что для этого он использует ванную комнату). Финальное изображение художник часто дорабатывает в Adobe Illistrator. В результате получается, например, такая картинка.
Что мы можем сказать, глядя на эту совсем простую, казалось бы, работу? Чтобы понимать ее действительное содержание, нужно серьезно погрузиться в изучение американской культуры, особенность которой состоит в том, что она очень молода.
Культурный бэкграунд есть у большинства художников. Но у европейских и российских он часто содержит обращение к образному ряду мастеров Итальянского или Северного Возрождения, классицизму, романтизму, византийской иконе и мозаике, словом, к образности мастеров прошлого. А мы знаем, что их заказчиками были люди, принадлежавшие к церковной и властной элите.
Американское искусство так осознанно выстраивало свою общеамериканскую, демократическую идентичность, что в нем практически отсутствует элитарность. Элементы массовой культуры, китч и эклектика здесь существуют в полном равенстве с так называемым «высоким стилем». Их использование еще со времен Энди Уорхола не считается чем-то зазорным. В этом смысле Бипл очень американский художник.
1.
—
Кьянде Уайли. Конный портрет короля Филиппа II (Майкл Джексон); 2.
—
Кролик Playboy Банни; 3.
—
Джефф Кунс. Собачка из шариков.
Прежде всего, очень американской является откровенная сатирическая направленность работ. «Hey» (переводится как «привет» но с легкой фривольной коннотацией) —
это карикатурное изображение Трампа в образе грузного немолодого человека с лицом Базза Лайтера.
Использование конного европейского портрета в качестве шаржа, высмеивающего претензии на величие, знакомо было американскому искусству и до Бипла. Целая серия подобных портретов есть у Кьянде Уайли, известного афроамериканского художника, написавшего, кроме всего прочего, парадные портреты Барака и Мишель Обамы.
Еще одна отсылка Бипла —
к одному из самых дорогих художников современности Джеффу Кунсу и его культовой «Собачке из шариков», визитной карточке американской культуры.
И, конечно, ушки Кролика Playboy Банни в комплекте с морковкой как намек на сексуальные скандалы, связанные с личностью Дональда Трампа — Базза Лайтера.
Базз Лайтер с телом обнаженного немолодого мужчины и бананом Каттелана, приклеенным к животу. У работы красноречивое название. «MOMA $HIT»
Еще один Базз-Трамп. Он стоит в зале Музея современного искусства (МОМА) как насмешка над коммерциализацией искусства и власти. Новый герой —
это не прекрасный Давид Микеланджело. Это простецкий, не очень интеллектуальный, грубоватый и лишенный половой принадлежности рядовой гражданин, который принимает за чистую монету все, что ему скажут
—
банан, приклеенный скотчем, образ пластмассового героя, открытость выборов и многое другое.
Базз Лайтер, герой культового мультфильма «История игрушек» и «Базз Лайтер и звездная команда», вообще любимый персонаж Бипла. Это не случайно. Он занимает первое место среди «20 величайших персонажей студии Pixar» и является одним из «величайших киногероев». Возможно, европейскому и российскому зрителю средних лет это странно читать. Но те, кому до 30 лет, особенно американцы, относятся к подобным рейтингам чрезвычайно серьезно. В каком-то смысле Базз —
это базовые основы современной культуры.
2019
Я уже писала, что кинопродукция условных Pixar и Disney формирует будущее и говорила, что поколение, которое выросло на мультфильмах Pixar, будет вешать это искусство на стены и вкладывать в это деньги. Это время пришло. И успех Бипла —
тоже продукт влияния видеоряда и философии Pixar.
DAY 5000
Бипл вообще широко использует в своих высказываниях культовых персонажей детских мультфильмов, погружая их в отнюдь не детскую среду.
Пикачу, олицетворяющий то, что Бипл называет INFECTED CULTURE («Инфицированная культура»).
Смерть Гомера Симпсона
Досталось и Шреку. SHREK-THEMED DEATHCORE ALBUM ART
Подпись к картинке
—
важная составляющая часть работы Beeple. Скандальные детали этого изображения становятся понятными после того, как мы видим название
—
DISNEYWORLD 2022 (Мир Диснея 2020). Многим ровесниками художника, у которых растут дети, знакомо недовольство тем, как влияет на новое поколение философия этой гигантской корпорации.
Еще одна постоянная тема Бипла —
шокирующее использование образов реально существующих современных политиков. Особенно повезло Трампу. Количество его изображений уверенно лидирует. Помимо Трампа, здесь фигурируют монстры с лицами Хиллари Клинтон, Берни Сандерса, Джо Байдена, Ким Чен Ына и многих других представителей высших слоев политической элиты. Они предстают в виде ненасытных пауков, уродливых или нелепых монстров. Это тоже очень американское явление, особенно сейчас, когда общество политизировано. Собственно каждая картинка Бипла
—
это отражение каких-то сиюминутных событий, быстрая реакция на происходящее.
Рождение нации. BIRTH OF A NATION (Рождение нации)
Beeple постоянно объединяет образы политических соперников, намекая на то, что и те, и другие — одного поля ягоды, и не следует обольщаться.
Ким Чен Ын и Илон Маск — частые персонажи работ Бипла. Здесь он парадоксальным образом тоже объединил корейского лидера с символами космических амбиций Маска, как бы намекая, что и тот, и другой находятся за гранью реальности и, возможно, поэтому одинаково опасны для человечества.
Но не одной политикой и диснеевско-пиксаровскими мультфильмами изобилует Инстаграм Бипла. У него широкий спектр цитирования культурных символов. Это отсылка к Алисе в Стране чудес и в Зазеркалье, к «Звездным войнам», «Охотникам за привидениями», «Элизиуму», «Матрице», «Годзилле», культовым играм и многому другому. Частенько Бипл цитирует не только известные фильмы, игры, устоявшиеся образы, но и современных цифровых художников, которые вдохновляют его своими находками. Иногда цитаты бывают очень буквальными. Особенно его вдохновляют российские мастера Андрей Сурнов, Олег Вдовенко и Алексей Андреев.
«Бунт» Андрея Сурнова сподвиг Майка Винкельмана сразу на несколько трактовок противостояния массового бессознательного и орднунга. Две наиболее буквальных я здесь привожу.
Развитие темы «Аватар» Андрея Сурнова в работах Beeple (привет Кэмерону, Джонатану Свифту и сказкам о великанах).
Много вариаций на тему работ Олега Вдовенко.
Реминисценции работы Олега Вдовенко «Бабки».
Гигантская свинья в городе —
парафраз работы Алексея Андреева, шведской легенды о Гулсуне, ирландской
—
о Мак Дато и отклик на реальные события в городе Палм-Бей, штат Флорида, когда огромная свинья напугала жителей, прогуливаясь по улицам.
1. —
Алексей Андреев. Recycling; 2.
—
Beeple. BEAUTIFUL MESS; 3.
—
Beeple. HUMAN ADAPTATION
Beeple, или Майк Винкельман —
насмотренный человек, живущий в гуще интернет-ресурсов и интернет-новостей. Его работы свидетельствуют о том, что он просматривает невероятное количество визуального контента
—
картины старых мастеров и современных художников, анимационное кино, легендарные и новые игровые фильмы, следит за успехами Илона Маска (они взаимно троллят друг друга). Бипл всегда в курсе политических событий, хорошо знаком с тем, как устроена пропаганда и политические шоу. Реминисценции работ Саймона Сталенхага, Alejandro Burdisio, Игоря Морски, Андрея Сурнова, Олега Вдовенко, Алексея Андреева говорят о том, что Майк чувствует контекст событий и находится в эпицентре осмысления мира через изображение.
TAKE WHAT YOU WANT. Бери, что хочешь. Отличный пример того, как трактуется Майком сегодня излюбленная тема художников прошлого. Перед нами новая Юдифь, а может быть новая Саломея. Художник подтрунивает над тем, как эксплуатируются и консервируются в обществе так называемые детские желания и социальный инфантилизм.
Реакция у художника мгновенная. Ежедневно создавать изображение со смысловым стержнем, каким-то композицонным и цветовым решением —
дело чрезвычайно сложное. И здесь огромную роль сыграли два фактора. Первый
—
врожденный артистизм, который просыпается в Майке только в момент творчества. Друзья отмечают, что в нем живут как бы два человека и в шутку называют его Хайдом и Джекилом. Второй фактор
—
быстрое и структурированное инженерное мышление. Его подход к созданию изображений скорее технический, чем художественный. Его не сильно заботит цветовая гамма, тонкие эмоциональные полутона, красота мира. Его подход к работе функционален — максимально понятно и провокационно изложить свою точку зрения.
WAT —
одна из самых провокационных работ Beeple, высмеивающая традиционные устои американской идентичности — священная индейка в День Благодарения. Название работы
—
это и слэнговая форма брезгливого What (Что это?!) и аббревиатура World Against Terrorism с отсылкой к знаменитому лозунгу Make love, not war и акции Джона Леннона и Йоко Оно, которые демонстрировали ночь любви.
Майк Винкельман в жизни совершенно добропорядочный гражданин, прекрасный муж и отец, ответственный домовладелец. Соседи понятия не имеют (во всяком случае не имели) о том, что он действительно делает. Но в искусстве для него нет ничего, что нельзя было бы высмеять. Никаких запретов. Его Инстаграм —
это фактически американский Шарли Эбдо, но очень индивидуальный. Бипл откликается, прежде всего, на то, что волнует или кажется интересным ему лично.
DANCE
Вряд ли, например, Шарли Эбдо среагровали бы на ролик Boston Dynamics с танцующими роботами, а Майк заставил этих роботов исполнять стриптиз. Может быть, высмеивая то, как сегодня мир перестал думать о больших свершениях и все, самые передовые достижения научной и инженерной мысли, обращает в сиюминутное развлечение.
METAKOVAN. Под таким ником выступал один из крупнейших коллекционеров Beeple.
Но, все же, скажем честно, если рассматривать каждую работу Майка в отдельности, они не тянут на шедевр. Больше всего они похожи на кадр, случайно выхваченный из блокбастера. Ни композиционно, ни колористически, ни даже набором символов они не сильно отличаются от работ начинающих цифровых художников, которыми наводнен интернет. Мастерство визуализатора и аниматора я здесь не подвергаю сомнению. Вопрос в художественном решении. Оно не блещет оригинальностью. Так в чем же тогда секрет успеха Майка Винкельмана? Об этом —
в следующей части обзора.
Здесь немного ссылок из длинного списка тех, где вы можете узнать о Бипле больше.
- https://www.instagram.com/beeple_crap/
- https://biographydaily.com/2021/03/15/who-is-mike-winkelmann-aka-beeple/
- https://news.artnet.com/opinion/beeple-everydays-review-1951656
- https://www.esquire.com/entertainment/a35500985/who-is-beeple-mike-winkelmann-nft-interview/
- https://www.beeple-crap.com/everydays
- https://www.christies.com/features/Monumental-collage-by-Beeple-is-first-purely-digital-artwork-NFT-to-come-to-auction-11510-7.aspx?sc_lang=en#FID-11510
- https://www.newyorker.com/tech/annals-of-technology/how-beeple-crashed-the-art-world
- https://en.wikipedia.org/wiki/Mike_Winkelmann
- https://www.facebook.com/beeple/
- https://www.cnbc.com/2021/03/26/digital-artist-beeple-common-misunderstanding-about-nfts.html
Кто такой Майк Винкельманн (Beeple)?
Майк Винкельманн — графический дизайнер и художник-аниматор из США. Он создает разнообразные комические и фантасмагорические произведения, которые посвящает актуальным политическим и социальным темам, а также иногда использует отсылки к явлениям поп-культуры. На основе «Everydays: The First 5000 Days» можно проследить, как менялось его творчество. В начале этого долгого пути длиной в 13,5 лет рисунки были простыми. Затем Beeple начал работать в 3D, экспериментируя с абстрактными темами, цветом и формой. Также если раньше картины в основном отражали личные события и повседневность Винкельманна, то последние пять лет он больше сосредоточился на актуальных событиях в мире.
Майк Винкельманн сотрудничал со всемирно известными брендами (среди них Louis Vuitton, Apple, Nike), работал над визуальными эффектами для выступлений Арианы Гранде, Джастина Бибера, Чайлдиша Гамбино и Кэти Перри. Как художник Beeple очень популярен в диджитал-среде. На момент аукциона у него уже было 1,8 миллионов подписчиков в Instagram, а после громкой продажи картины «Everydays: The First 5000 Days» их количество возросло до двух миллионов.
Интерес к NFT растет
Набор невзаимозаменяемых токенов Beeple под названием 2020 Collection – уже вторая коллекция автора, выставленная на Nifty Gateway. Первая вышла перед президентскими выборами в США. Одна из представленных работ Crossroad — анимация, которая меняется в зависимости от того, кто победил на выборах — была продана за $66 000.
В ходе аукциона стоимость некоторых произведений доходила до $7 777, например, изображение Хиллари Клинтон в гигантском меховом костюме в виде Губки Боба — Spongebob Hillarypants.
Популярность невзаимозаменяемых токенов набирает обороты. Ранее редакция BeInCrypto сообщала, что объем торгов токенами NFT на платформе SuperRare превысил 4 млн долларов.
Сможет ли индустрия NFT потеснить DeFi? Читайте мнения экспретов в нашей статье!