Чистая прибыль: формула расчета с примерами вычислений

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое показатель чистой прибыли и зачем он нужен
  • Как рассчитать чистую прибыль организации
  • Как чистая прибыль отражается в финансовой отчетности
  • В чем разница между чистой и нераспределенной прибылью

Чистая прибыль и ведение бизнеса неразрывно связаны друг с другом. Новые компании открываются именно для получения дохода, предпринимателями активно используются материальные, трудовые ресурсы, разрабатываются способы повышения рентабельности дела. Поэтому любому бизнесмену важно разбираться в таком понятии, как чистая прибыль. Формула ее расчета с примерами – тема нашего материала.

Используемые трактовки понятия

Понятие чистого дохода иногда трактуется по-разному.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Первое определение: чистый доход – это совокупность доходов, полученных в результате основной и вторичной деятельности предприятия, из которых была вычтена сумма налоговых и акцизных сборов.

Второе определение: чистый доход – это совокупность доходов, из объема которых вычтены производственные затраты и сумма налога. Фактически, в этом определении понятие чистого дохода используется в виде синонима понятия чистой прибыли.

При заполнении отчетных документов допускается использование формулировки чистого дохода для расчета чистой прибыли. Однако важно отличать их друг от друга. Во избежание проблем с налоговой службой, рекомендуется разделять два понятие между собой и не использовать формулировку «чистый доход», если речь идет о прибыли.

Чистым доходом является вся полученная выручка, из суммы которой вычитается исключительно размер налогов и акцизов без затрат на производство и иных расходов.

Оценка стоимости бизнесаФинансовый анализ по МСФОФинансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в ExcelОценка акций и облигаций

Кто и в каких целях пользуется показателем чистого дохода?

Чистый доход – это основной параметр, отражающий успешность деятельности предприятия. Следующие категории лиц в ходе своей работы используют данный показатель:

  1. Собственники и держатели акций. Для них параметр отражает успешность деятельности организации. По нему оценивается актуальность используемой системы управления, рассчитываются дивиденды, определяется размер долей акционеров и т.д.
  2. Члены руководящего состава. Им параметр позволяет рассчитывать и оценивать финансовую устойчивость организации.
  3. Компании-поставщики. На основе параметра дается оценка платежеспособности организации, закупающей сырье.
  4. Вкладчики. Показатель позволяет им оценить рентабельность вложения сбережений в организацию. Компании, имеющие большую чистую прибыль, крайне привлекательны для инвестирования.
  5. Кредитные организации. Аналогично ситуации с поставщиками, чистый доход позволяет кредиторам оценить платежеспособность заемщика.

Распределение

Порядок распределения прибыли регулируется уставом компании и разделяется согласно распределённым долям участников. Чтобы распределить чистую прибыль, для начала нужно организовать собрание участников компании, и только после принятия общего решения выплачивать деньги каждому участнику. Если же участник только один, к примеру, ИП, то он самостоятельно решает, куда будет направлена полученная чистая прибыль.

Чистую прибыль можно направить на:

  • Создание социального и инвестиционного фонда;
  • Увеличение уставного капитала;
  • Формирование резервного капитала;
  • Выплату дивидендов владельцам ценных бумаг.

Видео по теме:

Зачем нужно рассчитывать чистый доход?

В некоторых случаях достаточно примерного значения чистого дохода. Например, кредиторам важна только платежеспособность потенциального заемщика. Для ее оценки вовсе не нужно знать значение показателя вплоть до копеек.

Однако во многих других случаях важен точный результат. Рассчитывать размер чистого дохода нужно в целях:

  • распределения объема прибыли по долям;
  • уплаты налоговых сборов;
  • заполнения бухгалтерской отчетности;
  • расчета размера компенсации понесенных затрат и убытков;
  • оценивания итогов деятельности;
  • определения ценовой политики организации и т.д.

Все эти задачи не могут быть выполнены в отсутствии точно вычисленного показателя чистого дохода.

Отражение чистого дохода в финансовой отчетности

Для отражения чистого дохода предприятия в содержании отчетных документов выделена отдельная графа. В ходе ведения бухгалтерии важно правильно представлять этот показатель.

Согласно содержанию 23 пункта положения по ведению бухгалтерского учета 4/99, полученная выручка отражается в документе в виде нетто-оценки. Аналогичное правило действует и на доходы, получаемые в ходе неосновной деятельности организации.

Например, если руководством предприятия был выбран общий режим налогообложения, со стоимости реализованных товаров взимается НДС. На таких условиях сумма налогового сбора уже заложена в базовую стоимость. В отгрузочной документации, в актах о проделанной работе или о предоставленных услугах, в бухгалтерской отчетности и т.д. объем выручки указывается с учетом включенного в цену налога на добавленную стоимость.

В документах это указывается как:

Дебет 62 Кредит 90-1 «Выручка»

Если же доход был получен не в результате основной деятельности, отчетность заполняется следующим образом:

Дебет 62 Кредит 91-1 «Прочие доходы»

Однако вместе с этой информацией в содержании отражается факт того, что часть указанных доходов принадлежит государству в виде налогового сбора, взимаемого за продажу товаров или за оказание услуг. Для отражения фактического показателя чистого дохода используется одна из формулировок:

  • Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    – отражается имеющаяся кредиторская задолженность в отношение государства по НДС и акцизным сборам.
  • Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    – указывается сумма НДС, удерживаемая с доходов, полученных в результате продажи основных средств, нематериальных ценностей, материалов и т.д.

В итоговой финансовой отчетности в строки 2110 и 2340 для основной выручки и дополнительных доходов соответственно вносится уже фактический чистый доход, из которого ранее был вычтен объем налога на добавочную стоимость. Информация указывается в виде разности между первичной и вторичной группой записей.

Если в списке реализованной продукции имеются группы товаров, в отношение которых государством установлены акцизы, отчетность заполняется аналогичным образом с указанием субсчета 90-4 «Акцизы».

Расчет чистого дохода

Для расчета показателя чистого дохода применяется специальная формула. Она выглядит следующим образом:

(В — НА) + (ВД — НА),

где:

  • В – доход, полученный в результате реализации продукции или оказания услуг;
  • ВД – доход, полученный с дополнительных источников, не относящихся к основной деятельности предприятия;
  • НА – сумма налоговых и акцизных сборов.

Внимание:

Чистый доход рассчитывается за определенный период. Им может являться год, квартал или любое другое произвольное количество дней и месяцев. В ходе вычисления необходимо использовать значения за нужный период. Также при расчетах нужно в любом случае вычитать сумму налогов и акцизов, даже если они на момент анализа еще не были уплачены.

При заполнении финансовой отчетности по унифицированной форме ОФР, данные вносятся в формулу уже с вычтенными суммами налоговых и акцизных сборов. Если видоизменить формулу с применением номеров строк документа, она будет выглядеть следующим образом:

2100 + 2310 + 2320 + 2340,

где:

  • 2100 – код основного дохода;
  • 2310 – код дохода, полученного в результате сотрудничества с другими предприятиями;
  • 2320 – код дохода, получаемого в виде процентов;
  • 2340 – код иных источников дохода, не относящихся к основной деятельности предприятия.

Основные виды прибыли в экономике

Поняв, что прибыль – разница между общими доходами и расходами предприятия в денежном выражении, рассмотрим структуру прибыли с точки зрения экономики. Основные виды прибыли:

  • от реализации;
  • валовая;
  • чистая;
  • балансовая;
  • маржинальная.

Существует еще более 15 показателей прибыли предприятия, позволяющих изучать ситуацию более подробно. Мы остановимся на тех, которые используются при составлении финансовой отчетности и характеризуют деятельность любого предприятия.

Соотношение показателя чистого дохода и объема денежного потока

Показатели чистого дохода и денежного потока могут соотноситься друг с другом. Однако, в большинстве случаев их значения не равны между собой. Вследствие этого часто возникают ситуации, например, когда продажи были, но поток остался на одном уровне, или были денежные вливания, а дохода нет.

Влияние дебиторской и кредиторской задолженности

Далеко не всегда продажа – это передача товара и одновременное получение денег или оплата услуги по факту ее оказания. Наличие временного разрыва между этими действиями — не редкость. Это и является причиной того, что показатели чистого дохода и объема денежного потока бывают не равны.

Если организация работает по системе предварительной оплаты, она сначала получает деньги, а уже потом передает товар или оказывает услугу. В результате, возникает кредиторская задолженность. В этой ситуации параметр чистого дохода меньше потока, так как деньги уже были получены, но еще не были учтены в отчетности, так как услуга еще не была оказана, или товар еще не был передан.

Если организация работает по постоплатной системе, она сначала передает товар или оказывает услугу, а спустя время получает деньги. В результате, возникает дебиторская задолженность. В такой ситуации параметр чистого дохода превышает поток. В отчетности компании отражается полученный доход, но, фактически, денег еще нет.

На заметку:

Аналогичные ситуации возникают при работе с поставщиками и заказчиками.

Влияние внеоборотных акцизов

Несоответствие показателя чистого дохода объему денежных потоков может возникать вследствие капитализации затрат. Например, подобная ситуация возникает при покупке недвижимого имущества.

Даже если заключенная сделка подразумевает отсрочку оплаты, денежные средства в любом случае будут потрачены гораздо раньше, чем стоимость недвижимости будет списана в счет амортизационных расходов.

Такая ситуация часто встречается среди представителей малого и среднего бизнеса. Они могут быть крайне прибыльными, однако практически не иметь чистого дохода из-за вложений в недвижимость и в другие нематериальные активы.

Влияние затрат кредитов

Большая разница в показателях может возникать вследствие привлечения заемных денег. Когда организация оформляет кредит, она получает большое вливание в имеющийся денежный поток, равно как и новые обязательства. Однако вся эта сумма никоим образом не сказывается на показателе чистого дохода. Отрицательное влияние будет заметно только спустя время после начисления процентов.

Формула и способы анализа

Чистая прибыль (или, как ее еще называют, «итоговая», а также Net income/NI и «bottom line», от крайней строки в упомянутом выше отчете) – остаток средств, после всех уплат.


Рис.1 ЧП в отчете 1С:ERP

Рассчитать ЧП можно различными путями, но все они будут схожи друг к другом. Например, в отчете о финансовых результатах (ОФР) чистая прибыль равна (ее номер строчки – 2400):

  • Выручка (строчка 2110)
  • Себестоимость продаж (строчка 2120)
  • Коммерческие расходы (строчка 2210)
  • Управленческие расходы (строчка 2220)
  • Доходы от участия в др. организациях (строчка 2310)
  • % к получению (строчка 2320)
  • % к уплате (строчка 2330)
  • Пр. доходы (строчка 2340)
  • Пр. расходы (строчка 2350)
  • Налог на прибыль (строчка 2410)


Рис.2 ОФР в 1С:ERP

Для всестороннего изучения колебания ЧП анализируют силу воздействия на нее разных факторов как внешнеэкономических, так и внутрикорпоративных. Для этого проводят пофакторный анализ. Рассмотрим пример ООО «Зимний сад», который занимается реализацией буров.

Выручка от продаж

Анализ влияния на этот фактор производится в ходе поэтапного расчета:

  • Влияние цены;
  • Влияние количества проданных буров.

Выручка от продажи буров за 2022: 364000 руб. – В2020.

Рост цены в сравнении с 2022 – 15%.

Индекс цен (Иц)= (100+15)/100=1,15.

Т.е. выручка от реализации буров ООО «Зимний сад»:

Всоп.ц. = 364000 / 1,15= 316522 руб.

Так, выручка 2022 года ООО «Зимний сад» больше на 47478 руб. (364000 руб. – 316522 руб.) Выручка ООО «Зимний сад» в 2022 года составила 295800 руб. (В2019). Значит, рост реализации привел к увеличению выручки отчетного периода на 20722 руб. (316522руб. – 295800 руб.)

Вкол=Всоп.ц.– В2019

Рост прибыли из-за повышения цены сильнее, чем из-за увеличения объема продаж (количества). Это свидетельствует о постоянстве спроса и в целом хорошо для бизнеса.

Цена

Как мы выяснили выше, в 2022 из-за роста цены буров ООО «Зимний сад» получил больше, чем в прошлом году, на 47478 руб.

Рентабельность продаж отчетного года 0,19 или 19% (Р2020) = (69000 руб. / 364000 руб.)

Р2020 = Прибыль от продаж (Ппр.2020)/ Выручка (В2020)

Рентабельность продаж 2022 года составила 0,21 или 21% (62000 руб. / 295800 руб.)

Р2019 = Прибыль от продаж (Ппр.2019)/ Выручка (В2019)

В связи с повышением цены прибыль ООО «Зимний сад» выросла на 9020 руб. (47478 руб. * 19% / 100 %)

ФЦена = рост Всоп.ц. * Р2019 / 100%

Количество реализованной продукции

Как мы выяснили выше, в 2022 из-за роста объема продаж буров «Зимний сад» получил больше чем в прошлом году на 20722 руб. Зная рентабельность прошлого периода (19%), определим, что под влиянием роста объемов реализации, прибыль выросла – 3947 руб. (20722 руб. * 19 % / 100%).

Себестоимость продаж

В 2022 году данный показатель – 243000 руб. (С2020), а в 2022 году – 279000 (С2019). Определим уровень себестоимости по отношению к выручке:

УС2020 = 67% (243000 руб. /364000 руб.);

УС2019 = 71% (279000 руб. / 295800 руб.)

Влияние снижения себестоимости продаж привело к увеличению прибыли на 14560 руб. за счет экономии ресурсов – 14560 руб.

364000 * (67%-71%) / 100% = 364000*(-4%)=100%

Управленческие и коммерческие затраты

Их сокращение позволит сэкономить и в короткие сроки повысить ЧП, но в долгосрочной перспективе такая экономия может отрицательно сказаться на бизнесе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]