Трудно найти сейчас более обсуждаемую личность в мире блокчейна, чем Виталик Бутерин. Виталию Дмитриевичу всего 24 года, и он предпочитает называть себя именно Виталиком (именно так его имя записано в канадском паспорте). А вот пресса и криптовалютное сообщество дали ему несколько разных титулов — «криптобог», «король Эфириума».
В 2022 году, который многие считают годом расцвета криптовалют, Виталик переехал в Сингапур. Его называли и «главным российским предпринимателем» — lenta.ru и «профессионалом года» — Ведомости. А журналы Форбс и Fortune включили его в свои рейтинги «600 самых ярких людей до 30 лет», «40 самых влиятельных молодых людей до 40 лет».
Кто же такой Виталик Бутерин?
Биография Виталия Бутерина: от рождения до биткоина
Родился Виталик в Подмосковье в городе Коломна 31 января 1994 года. Его родители Дмитрий и Наталья были в то время студентами одного из московских вузов и учились на компьютерных специалистов.
Виталий Бутерин, будущий изобретатель Ethereum
Сыну они с ранних лет прививали любовь к математике и компьютерам. Первый ЭВМ у Виталика появился в 4 года. Его мальчик использовал не для игр, а для расчетов. Любимым занятием стало написание макросов для Excel, которое вылилось в создание в семилетнем возрасте сказочного мира кроликов управляемого формулами и мгновенными расчетами .
Все это уже происходило в канадском городе Торонто, куда родители привезли Виталика в возрасте 5 лет. В школе он показал свою математическую одаренность. Например, в третьем классе он быстро производил в уме действия с трехзначными числами и знал число «пи» до 20 цифр после запятой и был переведен в класс для одаренных детей.
В 10 лет Виталик начался заниматься программированием на С++. Так как именно в этот период жизни началось его увлечение играми, в частности World of Warcraft, то и первыми творениями школьника были именно игры.
И пусть после выпуска из старшей школы Аберальда Бутерин критиковал систему образования, четыре года, проведенные в этом учебном заведении, он назвал «самыми продуктивными годами своей жизни» так как именно здесь его научили думать, рассуждать и учиться.
В 2012 году Виталик поступил в университет Уотерлу (University of Waterloo), где изучает программирование. В 17 лет становится обладателем бронзовой медали на международной Олимпиаде по информатике. Примерно тогда же от собственного отца впервые слышит о биткоине.
Как все начиналось
В 2011 г. Бутерин узнал о биткойне. Однако в самом начале его мнение по поводу криптовалюты было не самым положительным. Программист не понимал, как могут нематериальные деньги иметь внутреннюю стоимость.
Тем не менее его скептицизм длился недолго, вскоре Бутерина заинтересовала идея обновленной экономической системы.
Парень часто участвовал в форумах, разбирался в механизмах работы криптопроектов, писал аналитические статьи.
Статьи Бутерина заметил разработчик из Румынии Михаил Алиси, который предложил парню создать с ним журнал о криптовалютах Biitcoin Magazine. Большинство статей написал сам Виталик – более 400 статей.
Виталик поступил в Университет Уотерлу, однако после первого года обучения ушел для изучения технологии блокчейн.
Отец был не рад этому и попросил парня закончить учебу и получить диплом. Однако Бутерин отказался и продолжил действовать по-своему.
В 2013 г. Бутерин поехал за границу, где общался с единомышленниками, изучал возможности внедрения технологии блокчейн, а также увлекся разработками программных продуктов.
За время своего путешествия он понял, насколько биткоин ограничен. Затем программист начал думать об идее создания универсальной криптовалютной платформы.
После поездки, вернувшись в Торонто Виталик занялся написанием белой бумаги, документа, в котором программист рассказал о концепции онлайн-платформы с возможностью создания смарт-контрактов, которую назвал Ethereum.
Своей идеей он поделился с друзьями, которые распространили ее среди своих знакомых. Через некоторое время около 20 человек заявили о желании принять участие в осуществлении проекта.
В команду вошли технические специалисты Гэвин Вуд и Михаил Алиси, эксперт в области децентрализованных разработок Энтони Ди Иорио, а также математик Чарльз Хискинсон.
Деньги для реализации проекта были собраны путем краудфандинга.
Кроме того, Бутерин был удостоен премии Тиля в размере $100 тысяч, которая выдается молодежи для реализации инновационных задумок.
В 2014 на Североамериканской Bitcoin-конференции в штате Майами молодой разработчик представил участникам свой проект Эфириум. Запуск проекта состоялся летом следующего года.
Программист занимался не только эфириумом, он также участвовал и в разработке других идей, таких как, например, кошелька Kryptokit.
перейти к содержанию ^
От биткоина до эфириума
Первое время будущий создатель второй по размерам капитализации криптовалюты скептически относился к идее биткоина как денег. Но его более глубокое знакомство с блокчейном привело к тому, что Виталик проникся революционными идеями организации, лежащими в основе блокчейна.
Попытка разобраться в этом мире привела Виталия на специализированные форумы и чаты. Со временем он стал автором статей для сайтов о биткоине. Оплачивали его услуги тоже в этой валюте и первые заработанные 8,5 биткоинов Бутерин потратил на … футболку.
Подобная деятельность привела к тому, что у Виталия появилось много знакомых также интересующихся блокчейном. Один из них — программист из Румынии Михай Алиси предложил создать тематический журнал «Bitcoin Magazine». Более четырех сотен статей было создано Бутериным для этого издания.
Первоначальное увлечение биткоином уже через год переросло в серьезный интерес. Причем до такой степени, что Виталик бросил университет после первого курса и решил поездить по миру для знакомства с такими же как он энтузиастами. Конечно такое решение не понравилось отцу, тот настаивал на необходимости получить высшее образование и престижную работу, а уже потом заниматься подобными проектами. Но Бутерин младший настоял на своем.
Главным результатом путешествия стало понимание ограниченности кода биткоина и желание создать что-то лучшее. Главная идея Виталия заключалась в использовании такого кода (основанного на сценарном или скриптовом подходе), который бы теоретически мог бы решить возможные проблемы с вычислениями. Так к нему пришла идея создания блокчейн платформы Ethereum.
Вернувшись в Канаду Бутерин оформил все свои идеи в виде White Paper и разослал его своим друзьям, которые потом сделали тоже самое. В итоге образовалась группа людей, заинтересованных в этом проекте, которая хотела развития потенциала заложенного в биткоине.
В 2014 идея Эфириума была удостоена премии World Technology Award и на ее развитие выделен грант фонда Питера Тиля в $100,000.
Гэвин Вуд (Gavin Wood) и Виталик Бутерин, два основателя эфириума
В этом же году в Швейцарии была зарегистрирована компания Ethereum Switzerland GmbH (EthSuisse), кроме Виталика Бутерина среди ее создателей были: Михай Алиси, Энтони ДиИорио и Чарльз Хискинсон. Потом к ним присоединились Амир Четрит и Гэвин Вуд. Именно Вуд создал программную базу Эфериум и переработал White Paper, посвятив этому все свои рождественские каникулы.
В июле 2015 года платформа Ethereum была запущена.
Основатель криптовалюты Эфир родом из Коломны
Виталик родился 31 января 1994 года в Коломне (Московская область) в семье предпринимателя и программиста Дмитрия Бутерина и финансового аналитика Натальи Амелиной. Семья переехала в Канаду, когда Виталику исполнилось шесть лет.
Отец с детства поощрял интерес Виталика к программированию и созданию видеоигр, он же рассказал ему о биткоине. Он познакомил сына с технологией блокчейн и криптовалютами.
Одной из первых подработок будущего создателя Эфира стали статьи в тематическом блоге. За тексты Виталику платили криптовалютой.
«У меня не было мощного компьютера, чтобы нормально майнить биткоины, не было денег, чтобы их покупать, но мне понравилась идея, я много читал о криптовалюте на форумах, начал делать какую-то работу, чтобы зарабатывать биткоины», — рассказал Виталик в интервью РБК.
В ноябре 2011-го Виталик стал сооснователем и редактором журнала Bitcoin Magazine. В мае 2012 года вышел первый печатный номер, на обложку поместили маску Гая Фокса — символ группировки хакеров Anonymous. Журнал стал первым крупным печатным изданием на тему блокчейна.
В 2015 году Бутерин вошел в редсовет первого рецензируемого научного журнала Ledger, который также посвящен криптовалютам.
От программиста до «гуру»
В первые же пару месяцев у основателей Ethereum кончились деньги, и они пошли фактически на ICO — продавали эфир за биткоины. Начальный курс был всего 30 центов за один токен. Но 42 дня продаж принесли почти 19 миллионов долларов.
Важно учесть, что выпуск криптовалюты не был целью создателей Ethereum. Они определяли его в первую очередь как «доступный всем софт, защищенный от несанкционированного доступа», то есть как платформу для децентрализованных приложений и умных контрактов, которыми может пользоваться каждый. Но второстепенность финансовых показателей Эфириума для его основателей не помешала Виталику войти в топ-20 людей, разбогатевших на блокчейне. Форбс оценивает его состояние в 500 миллионов долларов.
Деятельность Виталия Бутерина с этого периода не ограничилась работой по развитию Ethereum, в его графике появилось большое количество встреч, конференций и интервью.
В 2022 году на экономическом форуме в Питере он встретился с президентом России Владимиром Путиным, причем ее часть прошла за закрытыми дверями. Через месяц после нее было объявлено о создании совместного проекта «Мастерчейн» между Внешэкономбанком и Ethereum.
Глава Сбербанка Герман Греф так охарактеризовал уровень Виталика:
Когда Бутерин говорит о блокчейне, профессора из Стэнфорда берут свои ручки и блокноты и начинают записывать за ним.
Сейчас Виталик Бутерин — один из немногих известных представителей мира блокчейна, который очень осторожно оценивает перспективы рынка криптовалют. Например, в феврале этого года он написал в своем Твиттере, что это очень гипер-волатильная сфера и она вполне может опуститься до нуля. Так в июне 2022 курс самого эфира упал на 15% только из-за появившихся слухов о гибели Виталика в аварии.
Основы Ethereum
Когда я придумал Ethereum, моя первая первая мысль была: «Да ладно, это слишком хорошо, чтобы быть правдой».
Криптовалюта блокчейна Ethereum называется Ether; она сокращается до тикера ETH, также представлена греческим прописным символом Xi (Ξ). Подобно своему вдохновителю, Биткоину, Эфириум — это распределенная публичная сеть на блокчейне. Эфир, полученный от майнинга, торгуется как криптовалюта и используется для оплаты транзакционных сборов и услуг в сети Ethereum.
The Ethereum mafia at TechCrunch Disrupt.
Сам Виталик Бутерин на Disrupt SF 2022 объяснил так:
«Вам в основном нужна какая-то система, которая отслеживает, сколько денег у вас в любой момент времени, сколько денег вы имеете право потратить. Вы можете очень легко сделать это с централизованными серверами, но если хотите сделать это децентрализованно, это на самом деле очень труднорешаемая проблема».
Самое главное, блокчейн фокусируется на запуске программного кода любого децентрализованного приложения. В то время как BTC ограничивается случаем использования валюты, Ethereum «заменяет более ограниченный язык bitcoin … языком, который позволяет разработчикам писать свои собственные программы».
Ethereum позволяет разработчикам создавать собственные смарт-контракты с использованием языка программирования Solidity. Умные контракты в распределенной сети Ethereum могут иметь несколько назначений, в том числе:
- Функционирование в качестве счетов «с несколькими подписями», так что средства расходуются только тогда, когда определенный процент участников соглашается
- Множественные соглашения между пользователями
- Предоставлять пользу другим контрактам
- Использоваться для хранения информации о приложении.
Смарт-контракты имеют ограничения: они хороши настолько, насколько люди, которые их пишут. Однако при правильном прогнозирование негативные эффекты могут быть аннулированы.
Бутерин также разработал Ethereum для создания DAO. Это полностью автономная, децентрализованная организация без лидера. DAO управляются рядом смарт-контрактов.
В сессии ответов на вопросы о планах Ethreum ответил следующее:
1. Поиск источников дохода, отличных от существующих резервов эфира (не стоит беспокоиться, у нас по-прежнему есть ETH на сумму около 11 млн. в дополнение к нашим резервам). 2. Расширение исследовательской группы и поиск большего количества нужных людей для участия в разработке по всем направлениям (масштабируемость, конфиденциальность, безопасность и т. д.) 3. Улучшение внешних связей фонда; работа над тем, чтобы помочь сообществу понять, что делает фонд, почему все делается так, как это работает и каков прогресс.
Также рассказал о рабочем графике в Ethereum:
- думаю о PoS,
- пишу код,
- говорю с другими исследователями из команды,
- читаю немного обо всем: математику, криптографию, экономику, разработки по блокчейну,
- кушаю, сплю и т. д.
Благотворительность
Виталик Бутерин — филантроп, он не раз жертвовал огромные суммы. Ниже представлены самые крупные пожертвования. Возможно это лишь малая часть, о которых писал он сам.
- $2.4 млн. для SENS Research Foundation, на исследования по борьбе со старением;
- $763 000 на предотвращение восстания машин;
- $1 млн. Виталик и OmiseGO пожертвовали токенами OMG, беженцам из Африки;
- 100 ETH (~$95 000 на момент перевода) Бутерин пожертвовал некоммерческой организации Internet Archive.
Состояние Бутерина – основателя Ethereum
По данным Forbes состояние Виталика Бутерина составляет от 400 до 500 миллионов долларов США, включая цифровые валюты (с капитализацией эфириума в $81 млрд.) и акции разных компаний.
Если учесть, что капитализация ETH на данный момент меньше в 2 раза, чем была при подсчетах Форбс, и отбросить условия, что Виталий мог за несколько месяцев заработать и зафиксировать прибыль в долларах, то грубо говоря на апрель 2022 года состояние Бутерина – около $200 млн.
перейти к содержанию ^
Виталий Бутерин о мире блокчейна и криптовалют:
Про Ethereum
Для меня он никогда не был вопросом денег, это в первую очередь идея
Про перспективы блокчейна
Первая из них конечно финансовая, следующие это интернет-безопасность, логистика и всё, что связано с надежным хранением информации
Про ICO
Выживут из них не более 10%. Главные проблема ICO — отсутствие пользы от большого количества токенов при большом желании просто получить много денег и невнимание людей к командам, которые продвигают те или иные идеи ICO.
Про главный парадокс блокчейна
Его главная цель — безопасность, но из-за того, что это новая технология, у нее очень много проблем с безопасностью.
Про Россию
Здесь все обсуждают блокчейн, от студентов и бизнесменов до чиновников. Нигде больше в мире не такого желания внедрять эту технологию.
Последние новости
Ранее было достаточно много новостей, героем которых стал Бутерин. К первому апреля он опубликовал в своем твиттере новость о том, что эмиссия криптовалюты эфириум будет ограничена 120 миллионами токенов.
Однако, позже выяснилось, что это была всего лишь первоапрельская шутка.
Еще одна новость Бутерина о том, что он будет комментировать экономический форум Deconomy 2022 потрясла интернет пару дней назад.
За время конференции он успел многое написать относительно выступлений различных разработчиков, а так же успел поссориться с Крейгом Райтом, который выступал на презентации Bitcoin Cash.
После того, как до Райта дошли все сообщения Бутерина, он не остался в стороне и ответил ему в том же, достаточно воинственном, духе.
перейти к содержанию ^
Слухи и фейки
С 2022 года, когда платформа Ethereum достигла пика своей популярности, Виталик продолжает свое путешествие по миру. После трех лет проживания в Швейцарии, он отправился в Сингапур, где живет и сейчас. Как и любая знаменитая личность, Бутерин не ведет замкнутый образ жизни – он активно дает интервью прессе и иногда посещает различные мероприятия.
Чем болеет Виталик
Однако манера и специфика общения послужили поводом для распространения слухов о возможном неврологическом заболевании юного миллионера. И потому довольно актуальным вопросом в сети в свое время был вопрос о состоянии здоровья Бутерина.
Действительно, Виталий Дмитриевич Бутерин при своей многогранности остается человеком-загадкой со своими особенностями в манере речи и чрезмерной жестикуляции. Но стоит смело заверить, что он абсолютно здоров. Так же он является приверженцем ЗОЖ, не допускающим курение и употребление алкоголя.
Детство
В четыре года Виталик получил в подарок ЭВМ, и в семь лет он уже создал свою первую виртуальную систему. Это был сказочный уголок, в котором жили кролики. Их существование регулировали графики, математические формулы и уравнения, которые хозяин виртуального мира моментально решал без каких-либо вспомогательных средств.
В 2004 Виталик освоил язык программирования C++ и начал писать компьютерные игры. Самая известная из них Tutoria стала камнем преткновения для заядлых геймеров, только одному игроку в мире, не считая самого автора, удалось пройти в ней все уровни.
Окончив среднюю школу Бутерин поступил в «The Abelard School» — один из лучших частных центров довузовской подготовки в Торонто. Как скажет позже сам Виталик Бутерин: «Именно там меня научили мыслить и развиваться».
Хардфорк и Ethereum Classic
Помимо децентрализованных приложений Dapp, Ethereum позволяет пользователям создавать DAO — децентрализованные автономные организации. Они привязаны к цифровым активам и функционируют на основе заранее определённых правил — смарт-контрактов. Пользователи таких организаций, купившие токены, выступают в роли акционеров и решают, как тратить деньги компании.
Одна из таких организаций — основанная немецким Slock.it стартапом — стала жертвой крупнейшего взлома в истории платформы. Хакеру удалось похитить 50 миллионов долларов из 150 миллионов, привлечённых компанией на ICO. Хотя киберпреступник использовал ошибку в коде самой компании, под ударом оказалась Ethereum.
Курс Эфира упал с 20 до 13 долларов, а руководство платформы встало перед выбором — откатить сеть до момента появления DAO (софтфорк) или разделение сети надвое и частичное изменение правил её функционирования (хардфорк). В итоге сообщество проголосовало за второй вариант. Так появилась Ethereum Classic, которая за незначительными исключениями дублировала оригинал. Бутерин тогда заявлял, что двойная блочная цепь может запутать инвесторов и пользователей и снизить безопасность всей системы.
Первые шаги в криптоиндустрии
О технологии распределенных реестров Виталику впервые рассказал отец. Сначала Бутерин-младший скептически относился к системе взаиморасчетов цифровыми деньгами в одноранговой сети, но детально ознакомившись с криптовалютой биткоин и другими виртуальными монетами Виталик проникся идеей и впоследствии стал одним из адептов криптоиндустрии.
Изучив доступный материал, он стал самостоятельно писать аналитические статьи на тему блокчейн-технологий. Его заметил румынский программист Михай, и предложил Бутерину стать сооснователем профильного журнала Bitcoin Magazine.