Мы исследуем Web 3.0, следующую крупную итерацию интернета, которая обещает вырвать контроль у централизованных корпораций, которые сегодня доминируют в сети.
В этой статье мы рассмотрим возможный вариант развития событий, при котором следующая крупная итерация интернета позволит пользователям получить полную децентрализацию в сети.
Основная причина того, что так много людей усердно работают над перепроектированием существующего интернета, заключается в том, что большинство современных наиболее часто используемых интернет-платформ контролируются лишь несколькими влиятельными компаниями, которые получают прибыль от пользователей и их данных.
Web 3.0 — это, по сути, новый способ для людей использовать интернет, не отказываясь от своей конфиденциальности и ценных данных.
Что такое Web 3.0?
Web 3.0 — это следующая ступень интернета. В настоящее время он все еще находится в стадии разработки, поэтому пока не существует единого установленного определения того, что такое Web 3.0 ибудет ли он вообще.
В целом, Web 3.0 относится к интернету, который стал возможен благодаря децентрализованным сетям, таким как Биткоин и Эфир.
Ключевым нововведением этих сетей является создание платформ, которые не контролируются ни одной организацией, но им все еще могут доверять.
Это потому, что каждый пользователь и оператор этих сетей должен следовать одному и тому же набору жестко закодированных правил, известных как согласованные протоколы.
Вторым нововведением является то, что эти сети позволяют переводить стоимость или деньги между счетами. Эти две вещи — децентрализация и интернет-деньги — являются ключом к пониманию Web 3.0.
Ссылки
- Книга Александра Долгина «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка»
- Интернет третьего поколения
- Интернет третьего поколения. Часть 2
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Кто изобрел Web 3.0?
Как и в предыдущих версиях интернета, не было ни одного создателя Web 3.0.
Вместо этого он был создан сотрудничеством различных людей и организаций. В целом, те, кто участвует в платформах смарт-контрактов, блокчейнов, таких как Ethereum, EOS и TRON , признаны лидерами в Web 3.
Одна из самых популярных программных библиотек, используемых для написания кода Ethereum, называется web3.js. Существует также фонд Web3, которым управляют основатели сети Polkadot.
Бесплатен ли поиск?
«Какой продукт продает радиостанция?» — такой вопрос я часто задаю маркетологам на интервью. И, казалось бы, ответ очевидный, но правильно отвечают крайне редко. «Эфир, рекламу, рекламные ролики…» — все это неправильные ответы.
Радиостанция продает — аудиторию! Хороший продавец, приходя к покупателю, говорит: «Купите у меня 100 тысяч директоров предприятий, они у меня с 8 до 9 собираются у приемников в машинах, потому что в это время идет передача «Как заработать миллион, потратив один рубль» (передача неслучайно придумана, между прочим, маркетологом радиостанции) И цена контакта будет у вас такой-то и такой-то.
Такой же товар продает телевизор. Кстати, а бесплатное ли на самом деле телевидение?
Но вернемся в интернет. Бесплатен ли Поиск? И какой продукт продает Google и Yandex?
Что такого особенного в этом?
Основное преимущество Web 3.0 заключается в том, что он пытается решить самую большую проблему, возникшую в Web 2.0: сбор личных данных частными сетями, которые затем продаются рекламодателям или, возможно, даже похищаются хакерами.
В Web 3.0 сеть децентрализована, поэтому никто не управляет ею, и децентрализованные приложения (dapps), созданные поверх сети, открыты. Открытость децентрализованной сети означает, что ни одна из сторон не может контролировать данные или ограничивать доступ. Любой может создавать и подключаться к различным приложениям без разрешения центральной компании.
Изменение концепции СМИ
Если у вас есть аудитория, можно придумать, как на ней заработать…
В 2000х сайты уже научились зарабатывать на аудитории. Продажа рекламы, подписка, статьи — все это позволяет Интернет СМИ развиваться очень быстро. Но возникает некоторое концептуальное изменение понятия СМИ.
Как работали СМИ до интернета и в эпоху Веб 1.0?
Появлялся инфоповод. Собирали СМИ на пресс-конференцию, озвучивали информацию, отвечали на вопросы. СМИ публиковали статьи и ролики на ТВ, новости в газетах и так далее. Аудитория этих СМИ получала информацию и обсуждала ее в своем узком кругу на кухне и на работе (локальные пузыри).
Роль СМИ тут — ключевая! Их не обойти — именно СМИ владеют аудиторией, и потому их и приглашают на конференции. Их любят, покупают и продают.
Как работают СМИ сегодня?
Аудитория собирается не только вокруг СМИ, а скорее больше вокруг экспертов мнений в Твиттере, ЖЖ, Соцсетях. Инфоповод можно вкинуть уже не на пресс-конференции, а в твиттере, подкрепив его видео или страничкой сайта. И важно не какая у вас аудитория, а насколько активно она будет ретвитить вас и лайкать!
Но изменился и формат потребления информации. Получатель новости обсуждает ее уже не на кухне или на работе, а в социальной сети. Возникает вирусный эффект. Новость размножается, да еще и меняется пользователями по нужному им контексту без контроля со стороны автора новости. Итоговый охват аудитории превосходит все ожидания и возможности доинтернетовских СМИ. Пузырь становится не локальным, а глобальным и живет уже по новым законам.
Рынок СМИ оказался первым классическим рынком, который навсегда изменился под влиянием интернета. Кто не успеет адаптироваться, тот умрет. «Выживает наиболее приспособленный»
Чем еще отличается Web 3.0?
На Web 3.0 деньги свои. Вместо того, чтобы полагаться на традиционные финансовые сети, которые связаны с правительствами и ограничены границами, деньги в Web 3.0 являются мгновенными и глобальными.
Это также означает, что токены и криптовалюты могут использоваться для разработки совершенно новых бизнес-моделей и экономик, и эта область все больше становится известной как токеномика.
Например, реклама в децентрализованной сети не должна полагаться на продажу данных пользователей рекламодателям, а вместо этого может вознаградить пользователей токеном за просмотр рекламы. Этот тип веб-приложения разрабатывается с помощью Brave Browser и их токена Basic Attention Token (BAT).
Информация — это деньги
По оценкам ООН, в период между 2000 и 2015 годом количество интернет-пользователей возросло с 738 млн. до 3,2 млрд. Ежесекундно передаётся колоссальное количество информации, а ИТ-гиганты поняли, что у них в руках есть очень ценный ресурс — персональные данные. Сейчас Amazon, Facebook и Twitter лидируют в области глобального сбора данных (на централизованных серверах). Люди жертвуют приватностью ради удобства: их личные сведения, предпочтения в просмотре сайтов, поисковые запросы и онлайн-покупки продаются этими компаниями, хотят того люди или нет.
Вывод
Будущее интернета связано с увеличением его использования, удобства и масштабируемости. Чтобы мечта о Web 3.0 стала реальностью, гораздо больше людей должны будут начать использовать dapps для Web 3.0.
Наконец, с Ethereum, крупнейшей и самой популярной платформой смарт контрактов, регулярно работающей почти на полную мощность, сети Web 3.0 необходимо будет расширяться и иметь возможность быстро обрабатывать миллионы транзакций, если они когда-либо захотят конкурировать со своими аналогами Web 2.0.
И вот наступили времена веба 2.0
Исчезли пиликающие модемы и однообразные интерфейсы. Быстрое интернет-подключение создало качественно новый пользовательский опыт: сеть теперь предлагает не наблюдение, а участие. Глобальное распространение информации создало Wikipedia, Flickr и Facebook, а также наделило голосами тех, кого до этого не слышали, и дало толчок расцвету бесконечного числа сообществ единомышленников.
Я потратил 30 секунд на публикацию этого поста — большая разница по сравнению с теми временами, когда для незначительных изменений на сайте требовалась совместная работа дизайнеров, разработчиков и администраторов. Текущий период интернета можно назвать эрой чтения, письма и публикации, ведь распространить информацию стало так же просто, как сказать эти три слова.
Но тут возникает вопрос: если веб 2.0 настолько хорош, то чего нам не хватает?
Музыка
Когда вы последний раз покупали музыкальный диск в магазине? Исчезли полки с компакт дисками в супермаркетах, профильные магазины испытывают большие проблемы. Все меняется незаметно для нас.
Да, это мы в России не очень-то любители покупать музыку. А в мире ее покупают — через iTunes от Apple продается на сказочные суммы.
Появился еще один способ монетизации аудитории — вниманием. Музыку дают слушать с сайта, и показывают рекламу.
Продажа компакт дисков с фильмами падает — растет продажа ТВ и фильмов через интернет. Уже сегодня люди предпочитают смотреть фильмы на сайтах вроде ivi.ru и imdb.com.
Рынок дистрибуции музыкального контента изменился раз и навсегда под влиянием интернета.
Консьюмеризация ПО
Пользователи хотят радости. А если не получается радости, то хотя бы поменьше «париться».
Вообще это совсем непонятный термин для разработчиков корпоративного софта и ИТ специалистов со стажем. Мы настолько привыкли работать с сложным ПО, что не пониманием проблем обычных пользователей, связанных с освоением программ и устройств.
Современный пользователь в своей обычной жизни получает простые в управлении вещи. Но когда он попадает в компанию — все вызывает стресс. Корпоративные системы очень сложны. Локальные сервера, авторизации, сложные системы, требующие обучения — все это пугает пользователей и снижает их производительность.
Консьюмеризация тесно связана с мобилизацией, так как сотрудники компаний все больше работают с мобильных устройств и рассчитывают, что их корпоративные системы будут похожи и красивы как и другой софт.
Все это приводит к нерациональному выбору пользователей. Они голосуют не за более функциональное и сложное ПО, а за более простое и красивое, даже если оно менее функционально и хуже решает задачи пользователей.
Например, концепт Битрикс24 — в сравнении с дизайном Корпоративного портала 2010 года продается в разы лучше, пользователям с ним легко и понятно. Хотя функционал или такой же, или даже больше, чем был.
Самообучение и самообслуживание — сегодня это любимые концепции пользователей. Разные отделы компаний предпочтут софт или сервис, с которым они смогут справиться без участия ИТ.
Онлайн-сервисы
Программа в браузере — это же веб-сервис :).
Онлайн-сервис — это такая же программа для выполнения каких-то функций, доступная через браузер и размещенная в интернете.
Интернет и сервисы — это прекрасная возможность переделить рынок программных продуктов. Сделал CRM в облаке и вполне можешь побороться с лидерами рынка коробочных CRM. ERP, управление задачами, почта, файлы… — все это можно превратить и уже превращают в сервисы, и конкурируют с лидерами рынка.
Но сервисы создали и новые категории продуктов, которые ранее отсутствовали на рынке, или были очень сложны для развертывания внутри компаний.
Все настолько изменилось, что стоит разрабатывать сервис, а не программный продукт.
Софтверный сегмент
Когда-то мы ставили программы на дискетах, потом на компакт дисках. Когда появилась возможность загружать программы через интернет, мы еще некоторое время обращали внимание на размер программы, но сегодня нам это не важно.
Первоначально интернет изменил рынок дистрибуции программного обеспечения. Покупать программы уже совсем не страшно через Интернет.
Но софтверные компании всегда спешат и показывают нам будущее…
Сегодня для своего Mac почти все программы я покупаю через AppStore, который встроен в операционную систему. Microsoft так же встроил магазин программ прямо в Win8, и это значит, что через несколько лет и этот сегмент изменится полностью.
А какие прекрасные результаты показывает AppStore для iPad или Google.Play! В них стали покупать программы даже те люди, которые раньше вообще никогда ничего так не покупали — наши мамы и бабушки :).
Расстояние между покупателем и создателем операционной системы перестало существовать. Вы можете покупать программу, находясь в России без посредников — свежую, только что испеченную программу американского производителя программы…
Нет границ, нет препятствий для программных продуктов. Нас ждет еще бо’льшая глобализация софтверного сегмента. Можно предположить, что большинство программных продуктов будет продаваться через магазины, встроенные в операционные системы Maс и Win.
Интернет уже изменил сегмент программных продуктов, и изменит его еще раз безвозвратно.