Что такое количественное смягчение и для чего оно нужно


25.01.2015 13 292 4 Время на чтение: 10 мин. Рейтинг:

Автор

: Константин Белый

Сегодня я расскажу вам о том, что такое количественное смягчение (QE), для чего принимаются программы количественного смягчения, как они действуют, и к какому результату приводят. В последние годы наверняка вы много слышали или читали о таких программах в новостях. Уже 3 программы QE было реализовано в США, а совсем недавно была принята первая программа количественного смягчения в странах еврозоны, реализация которой начнется с марта 2015 года. Что это такое, как влияет на страну, реализующую программу, и как может отразиться на экономике наших стран — об этом вы узнаете, прочитав данную статью. Объяснить постараюсь максимально доступно, простым и понятным языком.

Что такое количественное смягчение

Чтобы понять, что представляет из себя количественное смягчение, необходимо разобраться с тем, как работает мировая экономика. Итак, вот 3 основных фактора экономического роста:

  • Увеличение производственных мощностей.
  • Развитие технологий.
  • Поступление средств в экономику.

И вот особенно с третьим пунктом чаще всего возникают проблемы. Когда реальный сектор экономики (а именно он является ее ядром) недополучает финансирование, то экономический рост замедляется, и с этим приходится бороться на государственном уровне. Тогда в ситуацию вмешивается центробанк и включает программу количественного смягчения.

Если в двух словах, то:

Количественное смягчение (англ. Quantitative Easing, или сокращенно QE) — это программа выкупа активов, стимулирующая рост инвестиций в экономику, увеличение потребления и расходов за счет удешевления кредитов.

То есть, центробанк выкупает у банков активы, а банки, в свою очередь, получают свободные средства и возможность сделать кредитование более доступным. Кредиты способствуют тому, что увеличивается спрос на товары и услуги, производство наращивается, и экономика «растет, как на дрожжах». Во всяком случае, именно так это должно быть в идеале (о нюансах применения QE на практике поговорим чуть позже).

Что такое юнит-экономика

В умных книжках и профессиональных пабликах присутствует ожесточённая полемика, постоянно выпускаются курсы. Из-за всего этого может показаться, что это сложный вопрос. Действительно, здесь много терминов и с теорией нужно здорово поработать. Но если вам не важна терминология, а только практическая сторона вопроса, использовать unit-экономику не так сложно.

Юнит-экономика (unit-экономика) ― это инструмент, который позволяет оценить прибыльность проекта, найти «узкие места» и точки кратного роста. За основу берётся отдельная единица ― юнит, которая должна приносить прибыль. Юнит — это базовая единица, генерирующая доход, и у каждого бизнеса она своя. Это может быть единица товара, один клиент и т. п.

Количественное смягчение: объясняем «на пальцах» и складываем пазл

Итак, суть QE в общих черта вы уже уловили. Но наверняка пазл в голове еще не сложился, и у вас много вопросов: «А зачем центробанк выкупает активы?», «Почему это помогает экономике?», «Как QE стимулирует спрос?» и т.д. Чтобы все стало понятно, объясним механизм смягчения более наглядно.

Представьте себе некое государство, у которого проблемы с экономическим ростом. И у этого государства есть центральный банк — орган, который регулирует стоимость национальной валюты в экономике. Своими действиями он влияет на стоимость депозитов и кредитов. Например, снижая свою процентную ставку.

Когда ставка, по которой частные берут деньги у ЦБ, снижается, то банки получают средства на более выгодных условиях. Поэтому они снижают стоимость займов для своих клиентов — населения и бизнеса. При этом размер ставки на банковские вклады тоже снижается, ведь у банков уже нет такой острой необходимости в деньгах, и им нет смысла платить клиентам за то, что они будут давать им свои средства в пользование.

Когда депозиты не приносят высокого дохода, они становятся менее востребованными, и деньги перетекают в реальный сектор. Люди начинают меньше копить и больше расходовать, тем самым разгоняя потребительский спрос. А когда растет спрос, то и растет и предложение. Бизнес начинает активнее развиваться, чему способствуют дешевые кредиты, о которых мы как раз упомянули.

И вроде бы все хорошо, но.. только до тех пор, пока ЦБ имеет возможность снижать ставку. А что делать, когда она уже достигла нуля? Тогда и приходится прибегать к экстренному методу — количественному смягчению.

Как работает механизм QE:

1. У частных банков есть ликвидные активы — прежде всего, это облигации. Они в перспективе могут дать прибыль, но когда экономика замедляется, то банки предпочитают иметь больше средств здесь и сейчас.

2. Центробанк включает печатный станок и за счет дополнительных средств выкупает у банков эти активы. Сразу скажем, что печатать деньги в прямом смысле слова сейчас уже не нужно: на самом деле ЦБ просто «рисует» на своих счета нужный баланс электронных денег.

3. Банки получают живые деньги, и дальше ситуация разворачивается так же, как и при обычном снижении процентной ставки. Дешевые кредиты, низкие проценты по депозитам, стимулирование производства и как следствие — рост экономики.

Получается, что количественное смягчение помогает банкам без дополнительных усилий получить средства за счет продажи своих активов, а ЦБ, наоборот, благодаря этому получает активы, которые в будущем еще и обещают доход.

Ошибки при расчёте юнит-экономики

Самая частая ошибка при расчёте юнит-экономики ― подсчёт доходов для всей компании в целом. Каждый канал привлечения клиентов может приносить разный вклад в ведение бизнеса. Instagram может приносить один профит, а рекламные баннеры ― другой. Если считать всё вместе, можно упустить убыточный канал продвижения, поэтому делать расчёты нужно для каждого канала отдельно.

Вторую ошибку допускают реже, однако ленивцы находятся до сих пор. Ни в коем случае нельзя не учитывать стоимость привлечения клиента. Особенно это важно для IT-сферы, так как именно в этой области чаще всего заработок осуществляется за счёт абонентской платы. На привлечение одного пользователя может тратиться 2 000 руб., а услугой за 200 руб. клиент может попользоваться всего 3 месяца. Таким образом, привлечение такого пользователя не окупиться, и компания провалится в минус.

Пример правильного использования Quantitative Easing

Смоделируем экономическую ситуацию, при которой количественное смягчение будет необходимым. Представим, что центробанк прилагает все усилия, чтобы удержать инфляцию на нужном уровне. А умеренная инфляция, как известно, является показателем здоровой, развивающейся экономики, тогда как дефляция — признак стагнации.

Действия ЦБ не приводят к результату — роста экономики и цен не происходит. Компании и частные потребители не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, поэтому не спешат брать кредиты. Таким образом, мультипликация (приумножение) денег приостанавливается.

Государство из-за экономического кризиса сокращает свои расходы, что замедляет развитие бизнеса. Количество рабочих мест тоже сокращается, поэтому со стороны населения падает спрос на услуги и товары.

Из-за того, что у людей остается меньше свободных денег, они все чаще обращаются в свои банки, чтобы забрать вклады. Да и доверие к финансовым организациям тоже падает.

Логика среднестатистического вкладчика такова:

«Пусть лучше накопления лежат под подушкой, хоть и не принесут дохода, зато точно не пропадут, если банк обанкротится.»

И банки ощущают еще больший дефицит ликвидности.

Если центробанк уже не может снижать процентную ставку, то он идет на взаимовыгодную сделку с коммерческими банками.

И если представить это в виде диалога, то выглядел бы он примерно так:

Банки:

— У нас катастрофически мало денег, нам грозит серия банкротств, за которым очевидно последует мощный экономический обвал в стране. Паника на рынке нарастает, что делать?

ЦБ:

— Вам нужны свободные деньги? Я готов вам их предоставить. Но сами понимаете, просто так я этого сделать не могу. Зато могу выкупить ваши активы.

Банки:

— Да, у нас есть облигации, долговые обязательства, по которым мы через несколько лет должны получить проценты. Но, увы, сейчас они лежат бесполезным грузом, и мы готовы от них избавиться в обмен на денежную ликвидность.

Разумеется, центробанк не выкупает все бумаги сразу, это было бы слишком рискованно. Программа смягчения длится несколько месяцев и даже лет. Объем выкупа может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от изменения экономических условий. Но главное, что экономика получает деньги и может использовать их для своего оживления. Производство снова активизируется, люди получают работу, потребительский спрос растет, а значит, можно ждать и роста ВВП. И все это благодаря программе QE.

Юнит-экономика: примеры расчёта

Давайте попробуем использовать каждую вышеописанную формулу на практике. Для примера сделаем расчёт юнит-экономики для интернет-магазина по производству мебели средней ценовой категории.

Начнём с показателя CAC. Допустим, на рекламу нашего интернет-магазина за месяц мы потратили 100 000 рублей. После рекламной кампании мы получили 100 регистраций. По нашей формуле 100 000 / 100 = 1 000 рублей мы потратили на привлечение одного клиента. Много это или мало зависит от ценового сегмента и вида товара.

Показатель LTV в нашем примере считать неэффективно. Этот показатель больше подойдёт интернет-провайдерам, хостинг-провайдерам, то есть тем компаниям, которые получают абонентскую плату. Такие виды бизнеса очень долго контактируют с потребителем. В нашем случае покупки будут редкие, ведь мебель люди покупают далеко не на год.

Если LTV для нашей организации считать не нужно, то ARPU очень даже полезно. Например, за 6 месяцев мы продали мебели на 5 млн руб. За это время у нас было 500 покупателей. 5 000 000 / 500 = 10 000 руб. Получается, что в среднем с каждого пользователя наша компания получает по 10 000 руб.

Цифра хорошая, но мы же тратились и на рекламу. Чтобы учесть рекламу, сначала посчитаем CPA (стоимость рекламы/количество целевых действий). В нашем случае CPA равен CAC, так как целевым действием мы считаем регистрацию на сайте (в вашем случае может быть не так), поэтому CPA тоже равно 1 000 руб. Теперь посчитаем ARPU с рекламными затратами: 10 000 — 1 000 = 9 000 руб.

И напоследок рассчитаем маржинальный доход (CM) на 1 месяц. За месяц мы привлекли 90 клиентов. По формуле получается 90 x 9 000 = 810 000 руб. Это и есть наш маржинальный доход за месяц.

Количественное смягчение — эффективная пилюля от кризиса

Кризис обычно отражается на всех секторах экономики, а самое главное — лишает и людей, и банки, и компании чувства финансовой безопасности. Все начинают действовать осторожнее, за счет чего сокращается оборот капитала. Таким образом, запускается целая цепочка негативных последствий:

  • Среди населения падает спрос на товары, услуги.
  • Компании уменьшают объем производства.
  • Количество рабочих мест сокращается, что опять же снижает покупательскую способность и снова сокращает спрос.

Таким образом, экономика входит в штопор. А что в это время происходит с банковской системой? Банки начинают меньше выдавать кредитов, так как из-за нестабильности в экономике риски невыплаты по займам существенно возрастают. И даже добросовестные клиенты могут нанести банкам удар, когда, боясь негативных последствий кризиса, они активно выводят с депозитов свои средства. В итоге банки получают дефицит средств, что для них весьма опасно и даже грозит банкротством.

Вспомните, например, историю с банком Lehman Brothers, случившуюся в период кризиса 2008 года. Казалось бы, этому финансовому гиганту ничто не угрожало, однако он не справился и обанкротился, запустив дальнейшую цепочку разорения банков.

Задача государства в такие периоды — взять ситуацию под контроль и не допустить, чтобы из-за паники инвесторов наступил крах банковской системы. И в этом случае количественное смягчение как «антикризисная пилюля» экстренного действия оказывается как нельзя кстати. Ведь только благодаря QE можно быстро влить в банки недостающую денежную ликвидность и спасти их от «обескровливания».

Сейчас мир переживает так называемый коронавирусный кризис, который охватил большинство стран и почти все отрасли экономики. Очевидно, что политика количественного смягчения снова становится актуальной, так как у ведущих центробанков (таких, как ФРС США или Европейский центробанк) процентные ставки и так близки к нулевым и не могут быть еще больше снижены, а экономика отчаянно нуждается в поддержке.

Кому нужна юнит-экономика

  1. Стартапам. На начальном этапе важно правильно спланировать свой будущий бизнес, чтобы не прогореть в первый же месяц.
  2. При расширении бизнеса. Любое изменение в процессе производства требует нового планирования, иначе можно построить большое производство, а в процессе выяснится, что на его содержание нет денег.
  3. Для инвесторов. Эти ребята верят цифрам. Юнит-экономика позволит одной или парой цифр доказать прибыльность проекта.
  4. При планировании кампаний по продвижению продукта. Потребители привыкли думать, что цена товара полностью зависит от себестоимости. Это действительно так. Однако они не всегда отдают себе отчёт, что стоимость рекламы и PR также входит в себестоимость. Именно поэтому при планировании крупных рекламных акций нужно пересчитывать юнит-экономику, чтобы не уйти в минус.

Происхождение политики количественного смягчения

Кто и когда придумал такой оригинальный инструмент монетарной политики, как QE? Разработчиком концепции количественного смягчения считается Ричард Вернер — экономист из Японии с немецкими корнями.

В 1990-х годах японский рынок недвижимости переживал серьезный кризис: пузырь кредитования все время рос и мог лопнуть в любую минуту. И тогда Вернеру пришла в голову идея: а что если Банку Японии через коммерческие банки включиться в игру и постепенно выкупать долги строительных компаний, чтобы сдуть образовавшийся пузырь? Получается, и волки сыты, и овцы целы — в смысле, и рынок недвижимости получит дополнительные средства, и центробанк приобретет долговые обязательства, по которым в будущем получит прибыль.

Это была классическая модель QE — наименее рискованная, как утверждал Вернер. Но, как это часто бывает, в теории все выглядит идеально, а на практике реализуется немного по-другому.

Когда Банк Японии в 2001 году официально запустил первую программу смягчения, то он начал выкупать не сторонние активы, а собственный же государственный долг. ЦБ просто закачивал в банковскую систему больше средств в расчете на то, что это поможет оживить кредитование и побороть дефляцию. Но в экономике страны проблемы носили системный характер, и стимулировать ее рост одним лишь увеличением денежной массы толком так и не удалось, поэтому спустя несколько лет программа QE была свернута.

Так завершилась первая попытка провести Quantitative Easing, и хотя она была не совсем успешной, от идеи QE как таковой центробанки не отказались — просто стали реализовывать ее в измененном виде.

Количественное смягчение по-японски: попытка №2

Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. И вот, спустя десять лет, в 2010 году ЦБ Японии решил внедрить новые меры по поддержанию экономики, а по сути, все ту же программу QE. Вернее, сначала финансовый регулятор снизил ставку процента до практически нулевого значения 0,1%, а уже затем начал выкуп корпоративных и государственных облигаций. Правда, на этот раз банк выкупал в том числе и более рискованные активы.

Целью смягчения был в основном, разгон инфляции (в Японии, в отличие от многих других стран, проблемой является не постоянный рост цен, а, наоборот, дефляция). Благодаря росту кредитования и повышению потребительского спроса цены на товары и услуги должны были повыситься — и так оно и произошло. После отрицательных значений в 2009-2010 годах инфляция выросла до 4% к 2014 году.

С 2013 по 2016 годы монетарное смягчение в Японии находилось в завершающей стадии. Харухико Курода, занимавший пост главы Банка Японии, пообещал влить в экономику рекордные 1,4 трлн долларов. В этом его поддержал премьер-министр Синдзо Абэ, поэтому этот пакет стимулирующих мер был назван «абэномика».

Согласно плану, ЦБ должен был ежемесячно выкупать гособлигации на примерно 70 млрд долларов (которые, разумеется, допечатывались). В результате к 2022 году на балансе Банка Японии ценных бумаг было на общую сумму более 48 трлн долларов. Среди активов были облигации, кредиты, фондовые ETF — все это в совокупности составляло почти 96% от ВВП страны! Дальше продолжать смягчение уже было просто некуда.

Центробанк начал сворачивать программу QE и даже впервые за много лет повысил процентную ставку. Увы, решить все проблемы в экономике так и не удалось, однако благодаря выкупу активов банку удалось взять под свой контроль наибольшую часть государственного долга, который к тому времени составлял 250% от ВВП.

Программа QE в Японии

После 2 десятилетий роста японской экономики на 10–15% в год, в середине 1970-х наметился спад темпов, который к началу 1990-х превратился в стагнацию. Она имела ряд объективных причин: рост доли пожилого населения, укрепление иены (с более чем 350 за доллар до 100 и ниже), из-за чего у экспортёров начались серьёзные проблемы. Наконец, Япония из развивающейся страны превратилась в одного из гигантов мировой экономики, исчерпав эффект низкой базы.

На фоне снижения спроса на продукцию возник риск дефляции. Ситуацию осложняло то, что ключевая ставка центрального банка в середине 90-х уже приблизилась к 0, и снижать её дальше было некуда. Первые попытки провести количественное смягчение ЦБ Японии предпринял в 2001 г., начав скупку долгосрочных государственных облигаций. Объём покупок с 2001 по 2006 г. составил 35 трлн иен. Программа оказалась неэффективной: заметного онат ни на инфляцию, ни на рост ВВП она не оказала.

Рекомендую прочитать также:

Цифровой рубль: что это такое и зачем он внедряется

Вся правда про цифровой рубль

Новый раунд программы начался в 2010 г. На этот раз ЦБ действовал более активно и наряду с государственными скупал более рискованные корпоративные облигации. Но впервые конкретный ориентир был объявлен только в январе 2013 г. – добиться годовой инфляции в 2%. Официально этот этап программы QE стартовал в апреле 2013 г. Тогда же ЦБ пообещал достигнуть целевого уровня инфляции за 2 года. За счёт выполнения этой программы к декабрю 2022 г. денежная база ЦБ Японии превысила 500 трлн иен ($4,8 трлн), т. е. больше, чем максимальный объём средств на балансе ФРС США, и впервые в истории сравнялась с годовым ВВП Японии.

Тем не менее, достижение целевого уровня инфляции по-прежнему под вопросом. Выше 2% по итогам года инфляция оказалась лишь в 2014 г., но экономисты связывают это с другой причиной. С апреля 2014 г. сразу на 3% повышен потребительский налог – с 5 до 8%.

Основной же эффект, как и в США, проявился на фондовом рынке. С начала проведения 3 этапа количественного смягчения (за 2013–2018 г.) японский индекс NIKKEI 225 вырос в 3 раза.

Quantitative Easing, сэр! Как Банк Англии применял QE

Экономика Великобритании хоть и является одной из наиболее сильных, но и ее затронул кризис 2008 года. Поэтому в 2009 году Банк Англии внедрил свою программу смягчения попутно со снижением процентных ставок. Что называется, для двойного эффекта.

Правда, британскому центробанку тоже не удалось воплотить в реальность идеальный план QE. Хотя ЦБ направил средства в экономику через частные банки (как и предписано правилами количественного смягчения), но стимулированию кредитования это не способствовало. Ни бизнес, ни население не ринулись брать кредиты, зато вырос интерес к биржевым торгам. И курс фунта, который должен был ослабнуть, наоборот, укрепился.

К 2014 году для выкупа активов Банк Англии уже допечатал свыше 400 трлн фунтов. Однако из-за роста курса фунта инфляция упала даже ниже прогнозного значения, и на горизонте даже замаячили перспективы дефляции, бороться с которой еще сложнее. Поэтому смягчение пришлось завершить.

Количественное смягчение в США: пока что лучшая версия

В том же кризисном 2008 году Федрезерв США выдвинул идею, что количественное смягчение не должно ограничиваться выкупом активов внутри страны, и развернул масштабную программу QE. ФРС покупала активы по всему миру — прежде всего, дешевые ипотечные кредиты, которые и стали причиной кризиса.

В результате этого американская экономика получила 3,7 трлн долларов, но эти средства не осели внутри страны, а распределились в мировой экономике за следующие несколько лет. И хотя ряд экспертов критиковал программу смягчения по-американски, все же она считается самой успешной попыткой стимулирования экономики.

Отметим, что идеологом программы смягчения в США был тогдашний управляющий ФРС Бен Бернанке, а его помощником выступала Джанет Йеллен, которая заняла пост главы Федрезерва после него. Она же инициировала сворачивание программы с 2014 года, мотивировав это тем, что необходимости в QE уже нет. Сейчас Йеллен снова стала у руля ФРС, но теперь ей уже предстоит справиться с кризисом, который, наверное, даже мощнее того, что был в 2008 году.

Количественное смягчение в Европе: почти как в США, только скромнее

Когда американский центробанк уже завершал свою стимулирующую программу, Европейский только начинал внедрять количественное смягчение.

В 2015 году ЕЦБ запустил Quantitative Easing по примеру США, только в гораздо более скромных масштабах — один триллион долларов на выкуп активов, в том числе госдолга стран еврозоны.

Европейский банк выкупал только активы с хорошим инвестиционным рейтингом и сроком погашения от 2 до 30 лет. Исключения делались только для облигаций тех стран, которые получали помощь от ЕЦБ и МВФ (например, для Греции).

Особенностью этой программы было то, что ЕЦБ действовал от лица всех национальных банков, входящих в состав еврозоны. Но не вс они выступали за количественное смягчение. Так, Бундесбанк (ЦБ Германии) был против QE, и европейскому банку пришлось идти ему на уступки — принять решение о том, что основная доля купленных активов будет распределяться между национальными банками. Так Германия получила право выбора, какие из всех активов, приобретенных ЕЦБ, ее банк оставляет себе. Что ж, страна-локомотив общеевропейской экономики вполне может позволить себе претендовать на самый «лакомый» финансовый кусок.

В 2022 году Европейский банк заявил о сворачивании стимулирующих мер, но продолжил держать на своем балансе выкупленные за время QE активы.

Коронакризис-2020 и новая эра в истории QE

Пандемия и последовавший за ней экономический кризис сделали то, чего до этого не удавалось, наверное, никому. Впервые крупнейшие центробанки мира стали действовать согласованно и играть не друг против друга, а все за одного — и против глобального кризиса.

Финансисты уже сейчас называют 15 марта 2022 года историческим событием. В этот день ФРС США, Европейский центробанк, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады и ЦБ Швейцарии совместно решили проводить самое крупное количественное смягчение, чтобы свести к минимуму экономические последствия от COVID-19.

План, который они утвердили, состоит из трех пунктов:

1. Снижение процентных ставок до 0,25-0%.

2. Выкуп активов (ипотечных кредитов и облигаций) на общую сумму 700 млрд долларов.

3. Сокращение стоимости свопов для того, чтобы банкам было проще получить долларовую ликвидность.

И снова результат оказался не таким, как ожидалось. Фондовые рынки продолжили падение, а самым надежным, по мнению инвесторов, активом опять стали американские гособлигации с 10-летним сроком погашения. На валютном рынке по-прежнему осталась повышенная волатильность, которая свидетельствует о том, что участники рынка чувствуют себя неуверенно. Но возможно, пока еще рано судить о результатах этого количественного смягчения, поэтому не будем спешить с выводами о его эффективности или неэффективности.

Количественное смягчение в развивающихся странах

До 2022 года программы смягчения проводились странами с развитой экономикой, но в 2022 году ситуация изменилась, и центробанки развивающихся государств впервые начали применять этот финансовый инструмент. Одинаковый ли эффект от количественного смягчения для развитых и развивающихся экономик? В целом — да, но есть свои нюансы. Прежде всего, это касается достигаемых целей. К примеру, для более слабой экономики QE нужно чтобы:

  • сбалансировать продажу гособлигаций зарубежными инвесторами;
  • приостановить рост доходности облигаций;
  • продемонстрировать готовность государства поддержать экономику в трудное время, чтобы развеять скептические настроения среди населения и бизнеса.

Еще одно отличие реализации монетарного стимулирования в развивающихся странах — это темпы роста экономики. Для развитых стран типа Германии или Японии даже 2%-ный прирост ВВП в год считается вполне хорошим показателем. А для стран типа Индии, России или Китая необходимо развитие на 6-7% в год, а значит, и денежных вливаний для этого может потребоваться больше.

Что может вызвать рост развивающейся экономики? Прежде всего, наращивание производственных мощностей. Стране нужно увеличивать объемы производства, чтобы покрыть растущий спрос со стороны населения. И если в высокоразвитых странах для этого применяется модернизация и роботизация, то в развивающихся государствах из-за более низкой квалификации трудовых ресурсов добиться роста производства можно лишь путем создания дополнительных рабочих мест.

Но рано или поздно количество должно перерастать в качество, ведь невозможно постоянно увеличивать число работников или, скажем, засевать все новые поля для большего урожая. Наступает момент, когда нужно технологическое усовершенствование, на которое государству тоже требуются деньги. Поэтому количественное смягчение должно быть более эффективным и интенсивным, чтобы обеспечить банковскую систему столь большим объемом ликвидности.

Калькуляторы для расчёта

Можно делать все расчёты по старинке на бумаге или в Excel, но есть и множество сервисов-калькуляторов.

Вот небольшой список:

  • qmobi.agency ― простой калькулятор для расчёта LTV. Здесь есть подробная инструкция, какие показатели нужны для расчёта. Вам нужно только вставить свои показатели, и программа сама подсчитает ваш LTV.
  • qmedia.by ― этот калькулятор может посчитать общую прибыть на основе разных показателей, а также поможет спрогнозировать будущий заработок.
  • retailengineering.ru ― может рассчитать прибыль от маркетинговых акций.
  • ue.jet.style ― позволяет посчитать юнит-экономику на основе 7 данных бизнеса. Использует сложную формулу расчёта, поэтому получится учесть множество нюансов и получить точный прогноз.

Как бы много формул мы ни привели, смысл юнит-экономики ― детально рассмотреть потраченные ресурсы и доход, который можно получить от продажи. Вся соль кроется в расчёте расходов. В любом бизнесе происходит продажа, но вот какую цену вы заплатили за знакомство с клиентом, как много акций и скидок вы предложили, чтобы убедить его купить товар или услугу, может значительно повлиять на доходность бизнеса.

Не все так просто! За что критикуют количественное смягчение

У политики смягчения есть не только сторонники, но и противники в рядах экономических экспертов. Те, кто не согласен с политикой вливания денег в банки путем выкупа гособлигаций, имеют свои аргументы — и причем довольно весомые.

Ликвидность, которую банки получают после продажи своих активов, не идет на активизацию кредитования, а используется чаще для биржевых спекуляций.

Такую позицию, в частности, высказал экономист Джесси Хант. Он наблюдал за результатами QE в США и увидел, что политика смягчения оказалась выгодной не бизнесу и потребителям, а финансовым корпорациям, коммерческим банкам и инвестиционным фондам.

Так как в США с 2008 года процентная ставка на очень низком уровне, то банки выдают кредиты под небольшой процент, что для них не особо выгодно. Гораздо прибыльнее оказалось отдать средства своим трейдинговым подразделениям, которые задействовали эти деньги, чтобы заработать на количественном смягчении на рынке Форекс. Таким образом, реальный сектор экономики получил намного меньшую поддержку, чем ожидалось.

У центробанков зачастую нет продуманной стратегии выкупа активов.

В 2013 году исследователи А. Виссинг-Йоргенсен и А Кришнамурти опубликовали исследование о неэффективности программы смягчения в США из-за отсутствия у ФРС конкретных целей. Инвесторы не понимали, почему финансовый регулятор скупает одни бумаги и отказывается от покупки других. Это лишь усиливало неопределенность на рынке и удерживало игроков от активных действий.

При проведении QE нужно учитывать состояние банковского сектора и другие экономические проблемы, не зависящие напрямую от недостатка ликвидности.

Профессор Гарвардского университета Лоуренс Саммерс в 2015 году раскритиковал ЦЕБ за решение проводить количественное смягчение. По его мнению, в еврозоне банковская система недостаточно гибкая, чтобы увеличивать объемы кредитования, поэтому дополнительное финансирование частных банков не пойдет на пользу экономике. А еще некоторые эксперты отмечали, что в Европе не получилось успешно провести QE по причине того, что выкуп облигаций был направлен не столько на поддержку реального сектора, сколько на облегчение долгового бремени стран еврозоны.

И это еще не все вопросы к программам смягчения. Так, к примеру, непонятно, где в итоге оседают средства, выделяемые центробанком: в национальной экономике или в экономиках других стран? И что делать с избыточной денежной массой, когда QE приходится сворачивать?

Однако, несмотря на все споры вокруг данного монетарного инструмента, Quantitative Easing не теряет своей популярности. Каждый раз центробанки надеются запустить эту программу более успешно, чем раньше. Ведь, в конце концов, правильные решения приходят с практикой, а попрактиковаться особо времени и не было — QE было разработано лишь около 40 лет назад. Правда, в случае с решениями центробанков цена ошибки может быть очень велика: от выбора монетарной политики во многом зависят среднесрочные и долгосрочные перспективы экономики страны, региона и даже мира в целом.

Достоинство системы – простота, недостаток – работает не очень

Как гласит один из канонов «Экономической теории», насчитывающий около двухсот лет, первоочередным инструментом управления экономикой для монетарных властей является процентная ставка. Изменяя ее размер, регулятор делает деньги дешевыми или дорогими. Но когда объемы денежной массы доходят уже до триллионов денежных единиц, процентные ставки падают до уровня ниже 1% годовых.

Денег стало особенно много, но они перестали выполнять функции ускорения производства и удовлетворения потребительской потребности. Классический денежный рынок, описанный в канонических учебниках, с выходом из строя инструмента процентных ставок, попросту перестал существовать.

Собственно говоря, работа денежного станка в режиме «без выходных» всегда рассматривалась монетарными властями как грубейшее злоупотребление полномочиями и чуть ли не криминалом.

Переизбыток денежной массы становится причиной инфляционного роста цен, нарушения экономического равновесия, нивелирует стимуляцию производительного труда и усиливает социально-имущественную разобщенность.

Как количественное смягчение влияет на котировки Форекс

Валютные курсы на Форекс изменяются под воздействием целого ряда фундаментальных факторов, среди которых и монетарная политика. Как реагирует рынок на новости о количественном смягчении?

Если ЦБ страны заявляет о начале программы смягчения, то курс национальной валюты, как правило, снижается по отношению к основным валютам-конкурентам. И вот почему:

1. Quantitative Easing внедряется, когда в экономике страны серьезные проблемы. И для инвесторов это сигнал к тому, чтобы распродавать валюту этого государства — ведь неизвестно, когда начнется восстановление.

2. Для выкупа ценных бумаг в рамках программы смягчения центробанку приходится печатать дополнительные деньги, а увеличение денежной массы ведет к ослаблению валютного курса. А вот когда центральный банк сворачивает программу QE, это обычно приводит к укреплению валютного курса. Приведем несколько примеров того, как рынок реагировал на смягчение.

В декабре 2008 года Федрезерв США запустил количественное смягчение, в результате чего за неделю курс EUR/USD вырос на рынке Форекс на 2 тыс. пунктов. Но уже в следующем месяце курс снова выровнялся, а потом в течение следующих полугода евро снова рос к доллару.

В 2013 году в Японии начался новый раунд программы количественного смягчения, и курс JPY к доллару обвалился на почти 900 пунктов. Затем в течение 1,5 лет он восстановился.

В январе 2015 года ЕЦБ начал выкуп гособлигаций, что привело к ослаблению курса евро к доллару на 500 пунктов. Однако падение продлилось лишь 2 дня, затем началось восстановление.

Великобритания начала смягчение в марте 2009 года, и за 2 недели курс GBP/USD обрушился на 600 пунктов. Далее в течение 4 месяцев пара восстанавливалась и вошла в диапазон.

Как видите, первая реакция рынка на QE — стремление поскорей избавиться от избыточной валюты. Но затем ситуация стабилизируется, и курс валюты приходит к прежнему значению в течение нескольких недель или месяцев.

Как заработать на количественном смягчении: 7 лайфхаков для трейдера

Как же вам, как трейдеру, реагировать на действия центробанков? Вот краткая инструкция, которая поможет вам торговать в плюс:

1. Внимательно следите за экономическим календарем. В нем указаны даты заседаний крупнейших мировых центробанков. В эти дни можно заработать на количественном смягчении на рынке Форекс.

2. Обращайте внимание не только на сами заседания, но и на высказывания руководителей и представителей центробанков — в особенности ЕЦБ и ФРС США. Часто в своих высказываниях они намекают или явно говорят о грядущем ужесточении или смягчении монетарной политики, и даже после этих слов курс валют может измениться.

3. Старайтесь не открывать сделки непосредственно перед выступлением глав центробанков или оглашением результата заседания. В это время волатильность на рынке может зашкаливать, и есть высокий риск того, что ваши позиции быстро закроются по стоп-лоссу.

4. Если решение центробанка о разворачивании, усилении или закрытии программы количественного смягчения совпадает с прогнозом (то есть, с тем, чего ожидало большинство финансовых аналитиков), то реакция рынка на это будет относительно слабой. То есть, курсовые скачки будут незначительными. А вот когда ЦБ принимает неожиданное решение (например, расширяет QE, хотя все предполагали сворачивание программы), то взлет или падение котировок не заставит себя ждать. Учитывайте это в торговле!

5. Если вы не сторонник рисковой торговли на высокой волатильности, не спешите с открытием сделок, как только рынок определится с реакцией на новость о смягчении. Допустим, если Банк Англии заявит о начале программы QE и курс пары GBP/USD активно пойдет вниз, это еще не значит, что нужно сразу же открывать позицию на продажу фунта. Подождите, возможно, через некоторое время произойдет откат.

6. В период незадолго до выхода новости о QE и сразу после нее не полагайтесь только лишь на технические индикаторы. Выход важных фундаментальных новостей может привести к появлению ложных сигналов.

7. Если вы торгуете роботом, то учитывайте, что он также может дать сбой во время резкого повышения волатильности. В данном случае лучше проконтролировать сделки самостоятельно и, если нужно, вовремя их закрыть.

Как определить свой юнит

Это один из самых важных элементов, от которого зависит формула, которую нужно будет применять при расчётах. Именно этот элемент вызывает сложность у начинающих бизнесменов.

Вид бизнес-юнита зависит от специфики деятельности компании. Исчерпывающей схемы, для кого и какой вид подойдёт, нет. Мы можем дать только общие рекомендации.

Первый вид юнита ― единица товара. Этот вид подходит организациям, которые занимаются продажей товаров (неважно, производят продукт сами или является дистрибьютором). За основу берётся один товар. Это самый простой и распространённый вид юнита.

Второй вид юнита ― клиент. Этот вид подойдёт для интернет-провайдеров, когда юнитом будет каждый клиент, который пользуется услугами интернета. Также этот вид юнита подойдёт организациям, которые работают по абонентской плате, для работников с почасовой оплатой (аутсорсеров).

Третий вид ― контракт. Этот вид юнита подходит фирмам, которые продают дорогостоящее оборудование. На продаже дорогих инструментов заработать трудно, поэтому основной доход ― это продажа дополнительных услуг: установка и обслуживание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]