Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 2080 Founders Edition: качество против количества


Спецификации кремния архитектуры Turing и видеокарт серии GeForce RTX 20 мы подробно рассматривали в первой части обзора GeForce RTX 2080 Ti, но будет уместно выделить основные факты о GeForce RTX 2080 и сформулировать главную интригу сегодняшнего теста.

В отличие от флагманского ускорителя RTX 2080 Ti, который основан на беспрецедентно крупном по стандартам потребительских видеокарт чипе TU102, графический процессор TU104, лежащий в основе RTX 2080, имеет близкий аналог среди чипов Pascal, а именно GP102. Но если сравнить «в лоб» их технические характеристики, откроется на первый взгляд странная картина. Площадь кристалла TU104 на 16 % больше, чем у GP102, а число транзисторов выше на 13 %, но вот парадокс: TU104 уступает по количеству вычислительных блоков, связанных со стандартными функциями рендеринга. GP102 содержит 768 дополнительных CUDA-ядер, на 48 больше блоков наложения текстур и на 32 больше ROP. В потребительских видеокартах оба чипа немного «урезаны», но в итоге преимущество по конфигурации GPU и расчетной вычислительной мощности в операциях FP32 оказывается не на стороне GeForce RTX 2080. Даже пропускная способность оперативной памяти и ее объем выше именно у GeForce GTX 1080 Ti.

При всем при этом RTX 2080 получил такую же рекомендованную розничную цену, как и GTX 1080 Ti на старте продаж последнего ($699), а видеокарта марки Founders Edition стоит еще и на $100 больше. Казалось бы, вот идеальная мишень для критиков NVIDIA. Но не все так просто. Даже если не брать в расчет перспективы трассировки лучей и глубинного обучения в компьютерных играх, было бы ошибкой решить, будто львиную долю транзисторного бюджета TU104 съели специализированные ядра для этих задач, а в стандартном рендеринге методом растеризации GeForce RTX 2080 сделал шаг назад с той позиции, которую занимает GeForce GTX 1080 Ti. Как мы писали ранее, сама архитектура Turing устроена таким образом, что внутренняя логика графического процессора стала сложнее, а эффективность вычислений значительно увеличилась по сравнению с Pascal.

Но как бы то ни было, GeForce RTX 2080 Ti заведомо мощнее, чем любая другая современная видеокарта, и не имеет даже близких соперников на потребительском рынке, а вот для GeForce RTX 2080 остро стоит вопрос о том, удалось ли инженерам NVIDIA найти баланс между технологиями будущего и запросами текущего дня. Ответ на него будет найден в игровых бенчмарках, но сперва уделим внимание материальным аспектам видеокарты, которая представит нам графический процессор TU104.

ПроизводительNVIDIA
МодельGeForce GTX 1070GeForce GTX 1080GeForce GTX 1080 TiGeForce RTX 2070GeForce RTX 2080GeForce RTX 2080 Ti
Графический процессор
НазваниеGP104GP104GP102TU106TU104TU102
МикроархитектураPascalPascalPascalTuringTuringTuring
Техпроцесс, нм16 нм FinFET16 нм FinFET16 нм FinFET12 нм FFN12 нм FFN12 нм FFN
Число транзисторов, млн7 2007 20012 00010 80013 60018 600
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock1 506 / 1 6831 607 / 1 7331 480 / 1 5821 410 / 1 620 (Founders Edition: 1 410 / 1 710)1 515 / 1 710 (Founders Edition: 1 515 / 1 800)1 350 / 1 545 (Founders Edition: 1 350 / 1 635)
Число шейдерных ALU1 9202 5603 584230429444352
Число блоков наложения текстур120160224144184272
Число ROP646488646488
Оперативная память
Разрядность шины, бит256256352256256352
Тип микросхемGDDR5 SDRAMGDDR5X SDRAMGDDR5X SDRAMGDDR6 SDRAMGDDR6 SDRAMGDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с)2 000 (8 000)1 250 (10 000)1 376,25 (11 010)1 750 (14 000)1 750 (14 000)1 750 (14 000)
Объем, Мбайт8 1928 19211 2648 1928 19211 264
Шина ввода/выводаPCI Express 3.0 x16PCI Express 3.0 x16PCI Express 3.0 x16PCI Express 3.0 x16PCI Express 3.0 x16PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты)6 4638 87311 3407 465 / 7 880 (Founders Edition)10 069 / 10 598 (Founders Edition)13 448 / 14 231 (Founders Edition)
Производительность FP32/FP641/321/321/321/321/321/32
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с256320484448448616
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображенияDL DVI-D, DisplayPort 1.3/1.4, HDMI 2.0bDL DVI-D, DisplayPort 1.3/1.4, HDMI 2.0bDisplayPort 1.3/1.4, HDMI 2.0bDisplayPort 1.4a, HDMI 2.0bDisplayPort 1.4a, HDMI 2.0bDisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт150180250175/185 (Founders Edition)215/225 (Founders Edition)250/260 (Founders Edition)
Розничная цена (США, без налога), $349 (рекомендованная) / 399 (Founders Edition, nvidia.com)499 (рекомендованная) / 549 (Founders Edition, nvidia.com)НД (рекомендованная) / 699 (Founders Edition, nvidia.com)499 (рекомендованная) / 599 (Founders Edition, nvidia.com)699 (рекомендованная) / 799 (Founders Edition, nvidia.com)999 (рекомендованная) / 1 199 (Founders Edition, nvidia.com)
Розничная цена (Россия), руб.НД (рекомендованная) / 31 590 (Founders Edition, nvidia.ru)НД (рекомендованная) / 45 790 (Founders Edition, nvidia.ru)НД (рекомендованная) / 52 990 (Founders Edition, nvidia.ru)НД (рекомендованная) / 47 990 (Founders Edition, nvidia.ru)НД (рекомендованная) / 63 990 (Founders Edition, nvidia.ru)НД (рекомендованная) / 95 990 (Founders Edition, nvidia.ru)

⇡#Конструкция

Внешне GeForce RTX 2080 Founders Edition немногим отличается от аналогичной версии RTX 2080 Ti. Видеокарты имеют одинаковый дизайн и габариты — 267 мм в длину и 116 мм в ширину. NVIDIA сохранила компактный форм-фактор, присущий референсным моделям GeForce GTX 1080 и GTX 1080 Ti (266 × 111 мм), несмотря на то, что RTX 2080 характеризуется существенно большим тепловыделением по сравнению с GTX 1080 (225 против 180 Вт).

С повышенной мощностью связано ключевое отличие Founders Edition 20-й серии от ее предшественников, конструкция которых в общих чертах не менялась со времен GeForce GTX TITAN на чипе GK110 и вплоть до TITAN V на базе GV100. Референсные видеокарты традиционно оснащают закрытыми системами охлаждения с центробежным вентилятором, так как это наиболее универсальное решение, подходящее и для одиночной работы, и для установки нескольких видеокарт впритык друг к другу. На этот раз у NVIDIA нет такой необходимости, ведь ускорители 20-й серии в дизайне на любой вкус и цвет с первого дня продаж выпускаются сторонними производителями. К тому же RTX 2080 Ti Founders Edition стал первым одночиповым GeForce, который вышел за рамки теплового пакета 250 Вт (AMD, со своей стороны, уже давно пренебрегает этим ограничением), а для закрытой системы охлаждения такое тепловыделение можно считать разумным пределом в условиях домашнего ПК без усиленной вентиляции.

В итоге NVIDIA сделала выбор в пользу открытой конструкции с двумя осевыми вентиляторами диаметром 85 мм. Металлический кожух охватывает видеокарту как большая сплющенная труба и обеспечивает сквозной продув радиатора СО вдоль короткой стороны печатной платы. Сам радиатор, который прежде был разделен на металлическую раму и блок ребер с испарительной камерой, теперь представляет собой единую деталь, а испарительная камера покрывает всю площадь PCB, включая микросхемы памяти и элементы преобразователя напряжения. По всей видимости, именно за счет гигантской испарительной камеры видеокарта осталась такой компактной, в то время как сторонние производители решают задачу охлаждения за счет кулеров на теплотрубках толщиной в 2,5–3 слота расширения.

С эстетической точки зрения GeForce RTX 2080/2080 Ti также выгодно отличается от GTX 1080/1080 Ti — в первую очередь простыми симметричными формами и чистой массой алюминия, которую NVIDIA тратит на каждую видеокарту. Верхняя часть корпуса сформирована листом в 2 мм толщиной, а пластина, защищающая обратную сторону платы, еще вдвое толще. Даже разъем NVLink закрыт металлической заглушкой. Логотип GeForce RTX на боку видеокарты светится зеленым огнем, причем каждая буква вырезана в металле по отдельности. Все это сильно напоминает монументальный стиль компьютеров Apple периода Power Mac G5 и башенных Mac Pro.

Упаковка и комплектация

Картонная коробка, в которой продаётся видеокарта, выполнена в общей стилистике последних моделей графических адаптеров производства MSI. Акцент в оформлении сделан на названии серии Ventus, к которой относится плата, и привлечении внимания к семейству чипов GeForce RTX.

Традиционно для MSI описание преимуществ конкретной модели видеокарты, фотографии и спецификация скомпонованы на задней части коробки. Описание сделано сугубо на английском языке.

Внутреннее пространство коробки заполнено мягким вкладышем из вспененного материала с видеоадаптером в антистатическом пакете в центре. Как и с рассмотренными ранее видеокартами серии Gaming Z и Duke,документация вложена в отдельный стильный конверт черного цвета с логотипом MSI.

Привычный комплектный набор состоит из: гарантийных памяток,забавной инструкции в стиле комикса с дракончиком MSI, DVD с драйверами и приятного бонуса в виде двух подставок из плотного картона под кружки и стаканы.


На время транспортировки клеммные площадки видеокарты и разъемы подключения мониторов закрыты защитными пластиковыми колпачками.

⇡#Плата

Преобразователь напряжения GeForce RTX 2080 Founders Edition включает восемь фаз для питания GPU и две для микросхем GDDR6. Налицо апгрейд по сравнению со схемой 7+2 фазы в GeForce GTX 1080 Ti — ближайшем по мощности представителе семейства Pascal. Но этим особенности силовой схемы RTX 2080/2080 Ti не исчерпываются. В то время как на плате GTX 1080 Ti в каждой фазе использовался драйвер с двумя дискретными ключами (dual-FET), в новых видеокартах NVIDIA перешла на интегрированные чипы типа DrMOS (Driver + FET) производства On Semiconductor под управлением ШИМ-контроллера uPI uP9512.

В отличие от старой схемы, DrMOS обеспечивает высокочастотный и точный мониторинг напряжения на стоке транзистора по сигналу IMON, а значит — более стабильное питание графического процессора. Кроме того, VRM новых видеокарт умеет динамически регулировать число активных фаз с целью поддержать высокий КПД во всем диапазоне потребляемой мощности.

Project Cars 2

Результаты в Project Cars 2 не такие впечатляющие, как можно было ожидать. 2080 Ti всего на 18% опережает 1080 TI, 2080 обходит 1080 на 21 %.

Увеличение разрешения до 4K никак не помогает 2080 Ti нарастить своё преимущество и оно меньше 20% на 1080 Ti. 2080 на 19% опережает 1080. Быть может, виноваты драйверы.

⇡#Тестовый стенд, методика тестирования

Конфигурация тестового стенда
CPUIntel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100 МГц × 40), постоянная частота
Материнская платаASUS RAMPAGE V EXTREME
Оперативная памятьCorsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт
ПЗУIntel SSD 760p 1024 Гбайт
Блок питанияCorsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPUThermalright Archon
КорпусCoolerMaster Test Bench V1.0
МониторNEC EA244UHD / ASUS ROG Swift PG27UQ
Операционная системаWindows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокартыAMD Radeon Software Crimson Adrenalin Edition 18.9.1 (Tesselation: Use application settings)
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокартыNVIDIA GeForce Game Ready Driver 411.51
Бенчмарки: синтетические
ТестAPIРазрешениеПолноэкранное сглаживание
3DMark Fire StrikeDirectX 11 (feature level 11_0)1920 × 1080Выкл.
3DMark Fire Strike Extreme2560 × 1440
3DMark Fire Strike Ultra3840 × 2160
3DMark Time SpyDirectX 12 (feature level 11_0)2560 × 1440
Бенчмарки: игры
Игра (в порядке даты выхода)APIНастройки, метод тестированияПолноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 14403840 × 2160
GTA VDirectX 11Макс. качество. Встроенный бенчмаркMSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4xВыкл.
The Witcher 3: Wild HuntDirectX 11Макс. качество. FRAPS, локация Caer MorhenTAA + HairWorks AA 4x
Tom Clancy’s The DivisionDirectX 12Макс. качество, HFTS выкл. Встроенный бенчмаркSMAA 1x Ultra + TAA: SupersamplingTAA: Stabilization
DOOMVulkanМакс. качество. Миссия FoundryTSSAA 8TXВыкл.
Deus Ex: Mankind DividedDirectX 12Макс. качество. Встроенный бенчмаркMSAA 4x
Battlefield 1DirectX 12Макс. качество. OCAT, начало миссии Over the TopTAA
Ashes of the Singularity: EscalationVulkanМакс. качество. Встроенный бенчмаркMSAA 4x + TAA 4x
Total War: WARHAMMER II, встроенный бенчмаркDirectX 12Макс. качество. Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark)MSAA 4x
Far Cry 5DirectX 11Макс. качество. Встроенный бенчмаркTAA
F1 2018DirectX 11Макс. качество. Встроенный бенчмаркTAA
Shadow of the Tomb RaiderDirectX 12Макс. качество. Встроенный бенчмаркSMAA 4x
Бенчмарки: кодирование/декодирование видео, вычисления общего назначения
ПрограммаНастройки
AMDNVIDIA
Blender 2.78b + Blenchmark 1.0.7
DXVA Checker 4.1.2, Decode BenchmarkH.2641920 × 1080 (High Profile, L4.1), 3840 × 2160 (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder
H.2651920 × 1080 (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0), 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0). Microsoft HEVC Video Extensions
VP91920 × 1080, 3840 × 2160, 7680 × 4320. Microsoft WebM MF VP8 Decoder
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.2641920 × 1080-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M
3840 × 2160-c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M-c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
Ffmpeg 4.0.2, кодирование H.2651920 × 1080-c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160-c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320-c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M
LuxMark 3.1Сцена Hotel Lobby (Complex Benchmark)
SiSoftware Sandra Titanium (2018) 2022.8.28.26, GPGPU Scientific AnalysisOpenCL, FP16/FP32
CompuBench 2.0Ocean Surface Simulation
N-Body Simulation 1024K

Мощность видеокарт мы измеряем отдельно от CPU и прочих компонентов ПК. Для этого применяется жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии +12 В и земли, идущие от материнской платы, разорваны и выведены на отдельный шестиконтактный разъем питания. Блок питания Corsair AX1200i с помощью утилиты Corsair LINK 4 позволяет регистрировать общий ток, проходящий по разъемам дополнительного питания видеокарты и райзеру, с периодом 1 с, а мощность вычисляется путем умножения величины тока на величину напряжения 12 В в каждый момент времени.

В качестве тестовой нагрузки используется FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x) и Crysis 3 (максимальное качество графики, разрешение 3840 × 2160, MSAA 4x). Замеры мощности выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются. Также во время теста мы регистрируем ряд других переменных с помощью ПО MSI Afterburner: тактовую частоту, напряжение питания и температуру графического процессора, скорость вращения вентиляторов системы охлаждения.

Потребление энергии

В утилите мониторинга интегрированных в комплектующие ПК датчиковHWiNFO64 значение потребления видеокарты (GPU Power) в период малой нагрузки (офисная работа) находилось около 9-32 Вт. В играх и стресс-тестах оно достигало 238 Вт. С учетом общего потребления тестового ПК из розетки чуть менее 400 Вт рекомендованная MSI мощность блока питания в 650 Вт указана с заделом на эксплуатацию в конфигурациях с процессорами HEDT-сегмента.

⇡#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

  • AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт);
  • NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт);
  • NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт);
  • NVIDIA GeForce GTX 2080 Founders Edition (1515/14000 МГц, 8 Гбайт);
  • NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti Founders Edition (1350/14000 МГц, 11 Гбайт).

ASUS ROG STRIX RTX 2080 8Gb OC

  • ROG-STRIX-RTX2080-8G-GAMING
  • NVIDIA TU104
  • 12 нм
  • 2 944
  • 184
  • 64
  • 46
  • 368
  • Gaming Mode 1515 МГц / 1710 МГц OC Mode: 1515 Мгц / 1740 МГц
  • GDDR6
  • 8 Гбайт
  • 14 000 МГц
  • 256 бит
  • PCIe 3.0 x16
  • 2x 8-контактов
  • 2x HDMI 2.0b, 2x DisplayPort 1.4, 1x USB Type-C
  • На 2,7 слота 29,97 x 13,04 x 5,41 см
  • 215 Вт
  • от 80 000 рублей
  • ⇡#Производительность: 3DMark

    Если судить по ценам, NVIDIA рассматривает GeForce RTX 2080 как замену GeForce GTX 1080 Ti, и по результатам синтетических тестов видно, что именно эта видеокарта предопределила конфигурацию чипа TU104 и его тактовые частоты. По среднему баллу RTX 2080 лишь на 2 % опережает GTX 1080 Ti, но преимущество новой архитектуры достигает 16 % в Time Spy — единственном тесте набора 3DMark, где используется API Direct3D 12. В Time Spy также особенно велик отрыв RTX 2080 от Radeon RX Vega 64 (47 % очков). Вместе с тем GeForce RTX 2080 не посягает на лидерскую позицию RTX 2080 Ti, который имеет запас быстродействия в 25 %.

    3DMark (Graphics Score)
    РазрешениеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт)AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)
    Fire Strike1920 × 108027 49721 80127 49234 51523 228
    Fire Strike Extreme2560 × 144013 18610 41413 34316 51710 840
    Fire Strike Ultra3840 × 21606 4085 1306 7107 9655 481
    Time Spy2560 × 144010 7627 1939 25813 3927 285
    Макс.−20%+5%+26%−14%
    Средн.−24%−2%+25%−20%
    Мин.−33%−14%+24%−32%

    ⇡#Производительность: игры (1920 × 1080, 2560 × 1440)

    В игровых бенчмарках производительность GeForce RTX 2080 велика лишь настолько, чтобы не отступить за черту, которую провел GeForce GTX 1080 Ti. По средней частоте смены кадров RTX 2080 на 2–6 % быстрее флагманской видеокарты прошлого поколения, но в редких случаях (F1 2022, Shadow of the Tomb Raider) перевес в пользу новинки достигает 11–14 %. При этом не нашлось ни одной игры, в которой GTX 1080 Ti получил бы преимущество, выходящее за пределы статистической погрешности.

    Если сопоставить GeForce RTX 2080 с его аналогом по рангу в пределах 10-го семейства (GeForce GTX 1080), то средняя разница в быстродействии при условно низких разрешениях экрана составляет уже 22–32 %.

    Заметьте, как похорошел Radeon RX Vega 64 за прошедшее время благодаря новым драйверам и переходу игр на Direct3D 12. Только GTA V, The Witcher 3 (единственные игры под Direct3D 11, оставшиеся в наборе бенчмарков), да еще Shadow of the Tomb Raider вытягивают GeForce GTX 1080 в столь актуальном год назад сравнении. И все же GeForce RTX 2080 на 25–33 % быстрее, чем топовая «Вега».

    Режимы 1080p и 1440p — не лучшая среда для соревнования мощных GPU, и в особенности это касается GeForce RTX 2080 Ti. В среднем флагманский Turing лишь на 14–18 % опережает RTX 2080 по частоте смены кадров, хотя в играх с тяжелыми режимами полноэкранного сглаживания (Deus Ex: Mankind Divided и Total War: WARHAMMER II) разница достигает 23–36 %.

    1920 × 1080
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт)AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationMSAA 4x + TAA 4x5341536542
    Battlefield 1TAA146124144153131
    Deus Ex: Mankind DividedMSAA 4x5340536741
    DOOMTSSAA 8TX200200200200200
    F1 2018TAA160116147190123
    Far Cry 5TAA111103109111100
    GTA VMSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x9385939569
    Shadow of the Tomb RaiderSMAA 4x8363759955
    Tom Clancy’s The DivisionSMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling1078310713086
    Total War: WARHAMMER IIMSAA 4x4636475839
    The Witcher 3: Wild HuntTAA + HairWorks AA 4x1289312014980
    Макс.+0%+2%+26%+0%
    Средн.−18%−2%+14%−20%
    Мин.−28%−10%+0%−38%
    2560 × 1440
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт)AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationMSAA 4x + TAA 4x4433435435
    Battlefield 1TAA12895118148104
    Deus Ex: Mankind DividedMSAA 4x3526344425
    DOOMTSSAA 8TX194152196200154
    F1 2018TAA1238911515191
    Far Cry 5TAA99799610585
    GTA VMSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x7965808851
    Shadow of the Tomb RaiderSMAA 4x5641496736
    Tom Clancy’s The DivisionSMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling7758769461
    Total War: WARHAMMER IIMSAA 4x3325334226
    The Witcher 3: Wild HuntTAA + HairWorks AA 4x96699111762
    Макс.−18%+1%+27%−14%
    Средн.−24%−4%+18%−25%
    Мин.−28%−13%+3%−36%

    ASUS ROG Strix RTX 2080

    Видеокарта поставляется в большой коробке с привычной раскраской. Стоит отметить, что качество полиграфии улучшилось. Внутри вы найдете диск с драйверами, инструкцию и саму видеокарту. Никаких проводов и переходников не обнаружено.

    Видеокарта большая, как нам и обещали. Теперь она занимает почти три слота на материнской плате, а это означает, что для построения SLI вам необходимо или очень внимательно выбирать материнскую плату, или использовать компоненты водяного охлаждения. Если же вы используете только одну видеокарту, то вам то не помешает, а видеокарта будет хорошо охлаждаться.

    Сверху карта закрыта привычным пластиковым кожухом, в котором установлены три вентиляторы. Это новые вентиляторы, лопасти которых закольцованы для более уверенного охлаждения. В целом, видеокарта внешне повторяет дизайн предшественников. Все на своем месте: два разъема дополнительного питания, разъемы для подключения корпусных вентиляторов, видеовыходы в количестве четырех штук. Нам доступны два HDMI, два DisplayPort и, внимание, есть даже USB Type-C. Кстати, задняя планка не привычно хромовая, и выкрашена в черный мат, очень стильно выглядит.

    Если разобрать видеокарту, то мы увидим до боли знакомую печатную плату, которую использовали также в GTX 1080Ti. Тоже самое расположение элементов, только система питания стала мощнее: 12 фаз против 10 раньше.

    Микросхем памяти восемь, каждая объемом один гигабайт. Производитель памяти компания Micron, это неплохо.

    ⇡#Производительность: игры (3840 × 2160 SDR)

    Переход к разрешению 2160p ничего не меняет в соотношении сил между GeForce RTX 2080 и GeForce GTX 1080 Ti. По среднему FPS они различаются на 3 %, но есть игры, в которых RTX 2080 явно сильнее, — Battlefield 1 и Shadow of the Tomb Raider (напомним, что в SoTR пока нет обещанной трассировки лучей), и лишь в Ashes of the Singularity GeForce GTX 1080 Ti удерживает лидерство.

    Преимущество GeForce RTX 2080 перед Radeon RX Vega 64 и GeForce GTX 1080 составляет 33 и 37 % соответственно. Похожие цифры мы видели в режиме 1440p, а значит, для RTX 2080 еще не требуется монитор класса 4К, чего не скажешь о GeForce RTX 2080 Ti. В данном наборе тестов разница между RTX 2080 и старшей видеокартой 20-й серии наиболее велика и составляет 24 % по средней частоте смены кадров.

    3840 × 2160 SDR
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт)AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationВыкл.5443576747
    Battlefield 182567510163
    Deus Ex: Mankind Divided3828374729
    DOOM1118310913781
    F1 20187953759957
    Far Cry 55944567348
    GTA V7054718148
    Shadow of the Tomb Raider4732435932
    Tom Clancy’s The DivisionTAA: Stabilization4634445735
    Total War: WARHAMMER IIВыкл.2821283623
    The Witcher 3: Wild Hunt6446617940
    Макс.−20%+4%+29%−13%
    Средн.−27%−3%+24%−25%
    Мин.−33%−9%+15%−38%

    ⇡#Производительность: игры (3840 × 2160 HDR)

    В мире компьютерных игр технология HDR применительно к выводу изображения является сравнительно новым явлением, хотя графические эффекты, основанные на широким динамическом диапазоне, известны как минимум со времен Direct3D 9.0. Благодаря тому, что игровой движок владеет всей полнотой информации о цвете пикселов в шейдерных операциях, стал возможным рендеринг изображения с переменной «экспозицией» — наподобие того, как делаются HDR-фотоснимки. Цель HDR-рендеринга состоит в том, чтобы сделать яркую зону изображения по-настоящему яркой, темную — темной, и сохранить при этом детализацию обеих, — и все это в рамках контрастности стандартного экрана. В свою очередь, экраны с широким динамическим диапазоном, которые появились на рынке в последние годы, позволяют, условно говоря, демонстрировать сцену такой, какой ее «видит» игровой движок. С формальной точки зрения все, что для этого нужно, — это достаточно высокая контрастность (20 000:1 при яркости 1000 кд/м2 либо 1 800 000:1 при яркости 540 кд/м2) и точное описание цвета с глубиной 10 бит на канал.
    В теории для графического процессора не должно быть разницы между рендерингом в SDR и HDR, но на практике последний все-таки требует дополнительных вычислений — хотя бы из-за тоновой коррекции изображения в соответствии с характеристиками конкретного экрана. Кроме того, свои ограничения накладывает пропускная способность интерфейса DisplayPort. На игровых 4К-панелях частота обновления выше 98 Гц при включении HDR и работе с 10-битным цветом достигается за счет конвертации формата пикселов из полного RGB в YCbCr 4:2:2 — формат с цветовой субдискретизацией (Chroma Subsampling), который широко применяется в записи и передаче цифрового видео. Достаточно ресурсоемкие операции тоновой коррекции и конвертации формата пикселов чипы NVIDIA прошлых поколений выполняют на шейдерных ALU, но в Turing появилась специальная логика фиксированной функциональности, которая предотвращает потерю быстродействия при выводе HDR-видео.

    Со стороны интерфейса эта проблема также частично решена стандартом DisplayPort версии 1.4a, который включает алгоритм компрессии данных VESA Display Stream Compression 1.2 (DSC). За счет DSC по одному кабелю возможна передача видеопотока с разрешением 7680 × 4320 и частотой 60 Гц в формате RGB. При этом DSC является алгоритмом сжатия с потерями, но, если верить разработчикам стандарта, визуально не влияет на качество изображения. Вот только пока дисплеев с поддержкой DSC еще нет на потребительском рынке.

    Чтобы понять, насколько требовательным является HDR в современных условиях, мы воспользовались монитором ASUS ROG Swift PG27UQ. Это 27-дюймовый геймерский монитор формата 4K с IPS-матрицей и высокой частотой обновления экрана (до 144 Гц). Благодаря подсветке на основе квантовых точек он удовлетворяет критериям цветового пространства DCI-P3 и стандарта HDR. Для того, чтобы вывести на такой экран 4К-изображение с частотой 120 Гц и 10-битным цветом, необходимо преобразование пикселов в формат YCbCr 4:2:2 — именно такие настройки мы использовали для тестирования.

    Оказалось, что тоновая коррекция и конвертация формата пикселов и вправду далеко не бесплатно даются GPU без аппаратного ускорения этих функций. В среднем быстродействие GeForce GTX 1080 и GTX 1080 Ti снизилось на 9 % в четырех играх нашей тестовой методики, которые поддерживают HDR (даже с учетом Shadow of the Tomb Raider — единственного теста, где HDR не оказывает заметного влияния на производительность). GeForce RTX 2080, напротив, ничего не теряет при активации HDR, как, впрочем, и Radeon RX Vega 64, которая также обладает аппаратным ускорением необходимых операций.

    3840 × 2160 HDR
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)
    Battlefield 1Выкл.81496564
    F1 201879496658
    Far Cry 557375046
    Shadow of the Tomb Raider47314333
    Макс.−34%−9%−19%
    Средн.−37%−14%−24%
    Мин.−40%−20%−30%

    ⇡#Производительность: DLSS, трассировка лучей

    Ключевые детали архитектуры Turing — специализированные ядра для трассировки лучей и машинного обучения — бездействуют в существующих играх. Но уже сейчас при помощи нескольких бенчмарков можно оценить, насколько успешно GeForce RTX 2080 справляется с обильной трассировкой лучей и какой прирост быстродействия дает масштабирование изображения методом DLSS, которое производит кадры 2160p из более низкого разрешения за счет нейросети.
    В бенчмарке Final Fantasy XV, а также демке Infiltrator GeForce RTX 2080 и GTX 1080 Ti имеют практически равное быстродействие при рендеринге в «честном» 4К со сглаживанием TAA. Но с масштабированием DLSS новый GPU набрал еще 36–37 % кадровой частоты, практически ничего не теряя в качестве изображения. Если учесть, как много игровых проектов уже объявили о поддержке DLSS, видеокарты серии GeForce RTX 20 получат серьезный программный апгрейд, который полностью изменит соотношение сил между Turing и графическими процессорам предыдущих поколений.

    Что касается трассировки лучей, то столь тяжелая нагрузка, как демка Reflections, нуждается в DLSS просто для того, чтобы поддерживать адекватную частоту смены кадров. Поскольку Reflections не допускает программную трассировку лучей на шейдерных ALU, GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti — это единственные видеокарты, на которых ее можно запустить в данный момент. Здесь RTX 2080 Ti имеет преимущество в 27% тактовой частоты при разрешении 1440p с DLSS, а режим 2160p на RTX 2080 попросту не работает.

    В работе

    В покое видеокарта отключает вентиляторы, работая в пассивном режиме.

    Возможностей радиаторного блока достаточно, чтобы на открытом стенде удерживать температуру чипа на уровне 40–41С.

    Под нагрузкой в режиме Performance графический процессор прогревался до 62С. Актуальная на момент тестов версия GPU-Z не позволяла мониторить скорость вращения вентиляторов, однако в целом уровень издаваемого шума был ниже среднего для видеокарт. Графический процессор на пике ускорялся до 1980 МГц, хотя типичные рабочие частоты были на 30–40 МГц ниже.

    При переключении версии прошивки в Quiet Mode, уровень шума дополнительно уменьшается. Обороты вентиляторов снижаются. В таком режиме GPU нагревался уже до 75С, однако производительность практически не изменилась. Пиковое значение частоты GPU зафиксировано на уровне 1965 МГц. Минимальное снижение, которое практически не сказывается на количестве кадров/c.

    Эффективный кулер с огромным радиатором, обдуваемым тремя вентиляторами, позволяет варьировать режим работы видеокарты. Если хочется потише – можно смело использовать режим Quiet Mode. Температура процессора удерживаются на допустимом уровне и производительность при этом не страдает.

    ⇡#Производительность: кодирование/декодирование видео

    Баг в ранних драйверах не позволяла процессорам Turing работать на полной частоте выделенному блоку NVDEC, но ошибка уже частично устранена — по крайней мере для устройств Founders Edition, видеокарты сторонних производителей по-прежнему могут обрабатывать видео медленнее, чем должны были бы. Преимущество новой версии NVDEC перед аналогичным блоком в архитектуре Pascal заключается в чрезвычайно высокой скорости декодирования HEVC, особенно в разрешениях 4К и 8К. Ускорение H.264 и VP9, судя по всему, вызвано повышенными частотами GPU в картах 20-й серии.

    В отличие от декодирования, запись видео в форматах H.264 и HEVC при помощи аппаратного кодера NVENC на RTX 20 работает без всяких проблем. Здесь мы видим, что быстродействие Turing в кодировании HEVC практически удвоилось по сравнению с тем, что показывают чипы Pascal, — вплоть до того, что RTX 2080 и RTX 2080 Ti способны в реальном времени записывать 8К-видеопоток с частотой 30 Гц. А пропускная способность в разрешениях 1080p и 2160p при «грязном» кодировании в один проход настолько велика, что в практических условиях не станут проблемой и более качественные режимы с высоким битрейтом.

    Охлаждение NVIDIA 2080: как снизить температуру видеокарты?

    Есть два рабочих способа и один мифический.

    Первый способ

    заключается в снижении потребляемого видеокартой электричества. Процедура разгона и снижения потребления называется даунвольтинг. Это долгий процесс проб и ошибок, при котором требуется постепенно снижать напряжение на ядро, видеопамять и проверять видеокарту через нагрузку в FurMark. Оптимальный шаг снижения вольтажа — 0.01, например с 1.14 до 1.13. После каждого снижения требуется провести тест через FurMark. Понижение производится до первого сбоя драйверов. Поскольку даунвольтинг это снижение напряжение, то процедура полностью безвредна для видеокарты.

    Второй способ

    — это установка продвинутой системы охлаждения. Например, модификации корпуса фермы на усиленный обдув, при помощи кулеров. Низкая температура внутри корпуса с хорошей вентиляцией позволит обеспечивать видеокарты холодным воздухом сразу же, без задержек на отвод тепла.

    Мифический способ —

    открыть корпус фермы, чтобы повысить вентилируемость. Да, так карты будут продуваться лучше, но и температура будет выше — горячий воздух понадобится выдувать из комнаты промышленным вентилятором.

    ⇡#Производительность: вычисления

    Не все программы вычислений общего назначения уже способны работать с GPU нового поколения: в частности, нам придется отложить тесты GeForce RTX в пакете Blender и бенчмарке CompuBench CL. Остались только Sandra и LuxMark, но по ним хорошо заметно, как много общего Turing, формально нацеленная на графику и потребительские устройства, имеет с архитектурой Volta, которая оптимизирована именно для GP-GPU. GeForce RTX 2080 оставил GeForce GTX 1080 Ti далеко позади в задаче трассировки лучей LuxMark (напомним, что последний не использует RT-ядра). Скорость вычислений FMA/FFT в SiSoftware Sandra также увеличилась по сравнению с предыдущим поколением, впрочем этот тест уже не дает адекватной оценки быстродействия в реальных задачах GP-GPU — хотя бы по той причине, что GeForce RTX 2080 Ti здесь уступает RTX 2080 в расчетах FP32 одинарной точности.

    Hitman

    В игре Hitman опять на 1440p разница минимальная, 2080 Ti всего на 8% опережает 1080 Ti. Посмотрим на разрешение 4К.

    Здесь преимущество 2080 Ti над 1080 Ti составляет 24%. Это неплохо, но вряд ли оправдывает разницу в цене. 2080 примерно на равных с 1080 Ti, на 30% опережает 1080.

    ⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон

    GeForce RTX 2080 основан на более компактном GPU, чем RTX 2080 Ti, и теплопакет старших видеокарт серии Founders Edition различается на 35 Вт. Вместе с тем эти два ускорителя снабжены практически одинаковыми системами охлаждения, так что графическое ядро RTX 2080 достигает существенно более высоких тактовых частот. Даже при длительной нагрузке чип TU104 от его предельной частоты 1995 МГц отделяет всего лишь 116 МГц.

    Грех не попытать счастья в разгоне такой видеокарты, но алгоритм автоматического оверклокинга, который NVIDIA внедрила в ускорителях 20-й серии, подсказывает, что частотный ресурс GPU и без того практически исчерпан в рамках штатного TDP: все, что смогла сделать автоматика, — это подтянуть кривую тактовой частоты в бесполезном для любых задач диапазоне ниже 900 МГц. Тем не менее BIOS видеокарты позволяет увеличить резерв мощности на 23 %, и при поддержке вентиляторов СО, работающих на полной скорости, можно смело сдвинуть всю кривую на 100 МГц вверх. В таких условиях RTX 2080 поддерживает тактовую частоту GPU под нагрузкой на уровне 2017 МГц — близко к новому пределу в 2085 МГц. Стабильность на более высоких частотах требует повышенного напряжения питания, но с текущей версией драйвера регулятор вольтажа в оверклокерском ПО никак не влияет на чипы Turing. Зато эффективную частоту оперативной памяти удалось поднять с 14 до 16 ГГц, и это предел разгона RAM, который допускает прошивка Founders Edition.

    НастройкиТактовая частота GPU, МГцНапряжение питания GPU, ВЧастота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.)
    Средн.Макс.ПределСредн.Макс.ПределСредн.
    NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)1879189019801,0101,0181,2001977 (53%)
    NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт)+23% TDP, 100% RPM2017202520701,0431,0431,2003700 (100%)
    NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/14000 МГц, 11 Гбайт)1707174019500,9381,0371,2432087 (56%)
    NVIDIA GeForce GTX 1080 FE (1607/10008 МГц, 8 Гбайт)1697178519110,9200,9931,2432194 (55%)
    NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)1624170919110,8860,9311,1932386 (50%)
    AMD Radeon RX Vega 64 (1630/1890 МГц, 8 Гбайт)WattMan: Balanced1382149216300,9651,1501,2002392 (49%)

    Прим.: измерение всех параметров проводится в игре Crysis 3 (максимальное качество графики, 3840 × 2160, MSAA 4x) после прогрева GPU.

    Но пусть читателей не обманывают высокие частоты и сравнительная легкость разгона GeForce RTX 2080. По энергопотреблению под нагрузкой видеокарта не идет ни в какое сравнение с GeForce GTX 1080 и мало отличается от GeForce RTX 1080 Ti либо Radeon RX Vega 64. Впрочем, это не претензия, а комплимент инженерам NVIDIA, создавшим системы охлаждения и питания видеокарты, ведь TU104 содержит больше транзисторов, чем GP102, и работает на более высоких частотах с большим напряжением питания.

    Технические характеристики ASUS ROG Strix RTX 2080

    • Точное название модели
    • Видеоядро
    • Техпроцесс
    • Ядра CUDA
    • Текстурные блоки (TMU)
    • Блоки растеризации ROP
    • RT-ядра
    • Тензорные ядра
    • Частоты GPU
    • Тип видеопамяти
    • Объём видеопамяти
    • Частота видеопамяти
    • Шина видеопамяти
    • Интерфейс
    • Разъём питания
    • Видеовыходы
    • Поддержка DirectX 12
    • Поддержка G-Sync
    • NVIDIA SLI
    • Поддержка NVLink
    • Габариты
    • TDP
    • Ориентировочная цена

    ⇡#Производительность: разгон

    На первый взгляд, подъем частоты на 100 МГц ничего не решает для GPU, который изначально рассчитан на частоты немногим меньше 2 ГГц. Однако в комбинации с увеличенным TDP и разогнанной оперативной памятью разгон графического процессора TU104 принес прирост на величину от 5 до 9 % средней частоты смены кадров. При этом наилучшие результаты имеют место в разрешении 2160p.

    1920 × 1080
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationMSAA 4x + TAA 4x535753
    Battlefield 1TAA146149144
    Deus Ex: Mankind DividedMSAA 4x535753
    DOOMTSSAA 8TX200200200
    F1 2018TAA160171147
    Far Cry 5TAA111110109
    GTA VMSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x939493
    Shadow of the Tomb RaiderSMAA 4x839075
    Tom Clancy’s The DivisionSMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling107117107
    Total War: WARHAMMER IIMSAA 4x464947
    The Witcher 3: Wild HuntTAA + HairWorks AA 4x128133120
    Макс.+9%+2%
    Средн.+5%−2%
    Мин.−1%−10%
    2560 × 1440
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationMSAA 4x + TAA 4x444643
    Battlefield 1TAA128138118
    Deus Ex: Mankind DividedMSAA 4x353834
    DOOMTSSAA 8TX194200196
    F1 2018TAA123133115
    Far Cry 5TAA9910396
    GTA VMSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x798380
    Shadow of the Tomb RaiderSMAA 4x566149
    Tom Clancy’s The DivisionSMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling778476
    Total War: WARHAMMER IIMSAA 4x333533
    The Witcher 3: Wild HuntTAA + HairWorks AA 4x9610391
    Макс.+9%+1%
    Средн.+7%−4%
    Мин.+3%−13%
    3840 × 2160
    Полноэкранное сглаживаниеNVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1515/14000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce RTX 2080 FE (1615/16000 МГц, 8 Гбайт)NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт)
    Ashes of the Singularity: EscalationВыкл.546057
    Battlefield 1828975
    Deus Ex: Mankind Divided384137
    DOOM111121109
    F1 2018798675
    Far Cry 5596456
    GTA V707471
    Shadow of the Tomb Raider475243
    Tom Clancy’s The DivisionTAA: Stabilization465144
    Total War: WARHAMMER IIВыкл.283028
    The Witcher 3: Wild Hunt647061
    Макс.+11%+4%
    Средн.+9%−3%
    Мин.+6%−9%

    Выводы

    Глядя на результаты тестирования GeForce RTX 2080 и RTX 2080 Ti, гораздо проще рассуждать о второй видеокарте. С технической точки зрения NVIDIA добилась от флагманского ускорителя 20-й серии всего, на что можно было рассчитывать при условии, что переход с техпроцесса 16 нм на следующую технологическую норму еще не завершен, а узел 12 нм FFN является всего лишь промежуточной остановкой. Что касается небывалой стоимости RTX 2080 Ti, то, в отсутствие реальных аналогов даже для GeForce GTX 1080 Ti со стороны основного конкурента, у NVIDIA есть полное право требовать такие деньги за устройство с колоссальной вычислительной мощностью для современных игр и уникальными возможностями для грядущего поколения проектов.

    Но к GeForce RTX 2080 нельзя подходить с той же линейкой. Пусть второй по рангу GPU семейства Turing обеспечил по сравнению с GeForce GTX 1080 примерно такой же рост быстродействия (25–37 %), как RTX 2080 Ti по сравнению с флагманом 10-й серии, эта видеокарта не лишена соперников в виде множества версий GeForce GTX 1080 Ti. RTX 2080 и GTX 1080 Ti практически равны по игровому быстродействию — с технической точки зрения это опять-таки триумф архитектуры Turing, которая способна выполнить ту же работу за счет меньшего набора вычислительных блоков и одновременно дает пропуск в будущее компьютерных игр, связанное с трассировкой лучей и машинным обучением.

    С другой стороны, рекомендованная цена в $699 означает, что NVIDIA в этот раз не предлагает больше FPS за те же деньги, как происходило в предыдущие моменты смены поколений. Вместо этого даром прогресса стали только новые возможности — заманчивые, но пока далекие от реализации.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]