Правовое регулирование и налогообложение криптовалют в Казахстане: подходы общего регулирования и регулирования МФЦА

Айдар Масатбаев

Дипломированный налоговый эксперт LLM

Юридический консультант «Палата
профессиональных юридических консультантов»
Член ОО «Палата налоговых консультантов»

В Казахстане регулирование вопросов, связанных с криптовалютами, началось 25 июня 2022: был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий».

Именно благодаря этому нормативному акту Казахстан официально ввёл регулирование майнинга, блокчейна, криптовалюты (в Казахстане официально принят на вооружение термин «цифровой актив») и других институтов, без которых оборот цифровых активов и его регулирование были бы невозможны.

Казахстан посчитал нужным разделить нормы регулирования процессов майнинга, выпуска и оборота цифровых активов и ввести два разных подхода:

  1. Общее регулирование;
  2. Регулирование Международного финансового центра Астана (МФЦА).

Нормы общего регулирования

Следуя тренду политики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Казахстан признает криптовалюту (цифровой актив) в качестве платежного средства на своей территории, предоставляя ей статус имущества. Соответствующим образом дополняется гражданское законодательство республики. Вместе с тем, политике Казахстана в области регулирования цифровых активов и всего, что с ними связано, свойственна определенная доля осторожности.

В частности, легализовав разделение цифровых активов на два лагеря: обеспеченные и необеспеченные активы — Правительство Казахстана поставило прямой запрет:

«Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Республики Казахстан запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан».

С даты принятия закона прошло более 8 месяцев, но эти случаи так и не определены.

При этом Правительство обеспечило своевременную регламентацию выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов.

Таким образом, в Казахстане напрямую запрещен выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов. Майнинг необеспеченных цифровых активов не запрещен, но развернуть обширные майнинговые поля по добыче необеспеченных цифровых активов (например, биткоина) мешает законодательное положение, по которому цифровой актив принадлежит тому лицу, которое осуществило майнинг такого актива. По отраслевому законодательству право на цифровой актив удостоверяется записью в блокчейне лицом, выпускающим цифровой актив на распределенной платформе данных, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Возможна и такая ситуация, интересная своими правовыми последствиями:

Владелец оборудования по майнингу в Казахстане предоставляет не услугу хешрейта, в результате которой по факту он станет владельцем необеспеченного цифрового актива, а услугу аренды и поддержания в нужном рабочем состоянии оборудования нерезиденту.

В свою очередь, нерезидент удаленно управляет этим оборудованием в Казахстане. Именно он добудет необеспеченный цифровой актив и объявит его своей собственностью, вписав свое имя в систему блокчейна. Это произойдет за пределами РК.

Узбекистан

Еще в 2022 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал постановление, предусматривающее внедрение блокчейна в госуправление и затрагивающее регулирование криптовалют.

В том же году вступило в силу постановление о регулировании и лицензировании криптовалютных бирж, а в 2022 году Национальное агентство проектного управления при президенте Узбекистана (НАПУ), которое является регулятором в сфере оборота криптоактивов в стране, утвердило дополнения в порядок их лицензирования.

Согласно принятому регулированию, деятельность в сфере оборота криптовалют подлежит обязательному лицензированию со стороны НАПУ.

При этом жители Узбекистана могут осуществлять через биржи исключительно сделки по продаже криптовалют и токенов, а сами криптовалюты запрещено принимать в качестве средства платежа или приема оплаты.

«Это, в то же время, связано с низкой финансовой грамотностью населения в новой сфере криптоактивов», — сказал ForkLog представитель НАПУ Аскар Закиров.

Для нерезидентов страны никаких запретов нет.

В начале 2022 года в Узбекистане запустили первую лицензированную криптовалютную биржу Uznex. Пока она остается единственной подобной платформой в стране.

НАПУ тогда заявило о планах создать регулятивную песочницу и майнинг-пул для консолидации мощностей отечественных и иностранных майнеров на национальном уровне.

Проект документа вынесли на общественное обсуждение еще в январе 2020 года, однако он до сих пор не утвержден, сообщили ForkLog в НАПУ. Соответственно, ни песочница, ни майнинг-пул пока не запущены.

В ходе анонса запуска Национального майнинг-пула сообщалось, что присоединившиеся к пулу майнеры получат привилегии в виде стандартных тарифов на электроэнергию.

С 2022 года местных майнеров обязали платить за электроэнергию по тройному тарифу.

Пока деятельность по добыче криптоактивов в Узбекистане никак не регулируется. Регулирование должны прописать в проекте нового нормативно-правового акта, который сейчас готовит НАПУ.

Помимо майнинга, в нем пропишут виды платформ, провайдеров услуг, требование к рекламе и другие процедуры, касающиеся деятельности в сфере оборота криптовалют.

Что конкретно будет в законопроекте, в НАПУ пока не раскрывают.

«Сейчас проект на стадии согласования с министерствами и ведомствами. Затем его загрузят на портал для общественного обсуждения, где уже все могут его увидеть и дать свои предложения или замечания», — сказал Закиров.

Налогообложение

Доход, полученный от продажи необеспеченного цифрового актива

Налогообложение дохода, полученного от продажи необеспеченного цифрового актива за пределами Казахстана, для юридического лица – налогового резидента Казахстана при текущем уровне регулирования довольно сложное. Причина — отсутствие положений в налоговом законодательстве республики, которые бы прямо содержали термин «цифровой актив».

Тем не менее, прирост стоимости, получаемый этим юридическим лицом за рубежом, будет освобожден от НДС в силу территориального характера данного налога.

Налоговое законодательство Казахстана будет опираться на нормы бухгалтерского учета. В этой связи цифровой актив, в силу своего признания в качестве имущества, будет трактоваться как запасы, согласно международным стандартам бухгалтерского учета. Казахстанское юридическое лицо будет признавать себестоимость таких запасов согласно Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) «Запасы» (2015 год):

9 Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене продажи.

Себестоимость запасов

10 Себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.

Затраты на приобретение

11 Затраты на приобретение запасов включают в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются организации налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относящиеся к приобретению готовой продукции, материалов и услуг. Торговые скидки, уступки и прочие аналогичные статьи подлежат вычету при определении затрат на приобретение.

Прибыль от продажи необеспеченного цифрового актива будет определяться как стоимость его последующей реализации. Юридическое лицо в своей учетной политике определяет принципы ФИФО или ЛИФО при определении дохода от прироста стоимости необеспеченных цифровых активов, полученного на зарубежных криптовалютных биржах.

Для физических лиц доходом при продаже криптоактива за пределами Республики Казахстан является вся стоимость реализации такого криптоактива, так как Налоговый кодекс не предусматривает отдельного определения прироста стоимости криптоактива.

Доход, полученный от продажи обеспеченного цифрового актива

Налогообложение доходов от продажи обеспеченных цифровых активов за рубежом будет аналогично описанному выше.

К обеспеченным цифровым активам в Казахстане относятся цифровой токен и иные цифровые активы, являющиеся цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) лицом, выпустившим обеспеченный цифровой актив. В связи с этим налогообложение доходов, получаемых от продажи обеспеченных цифровых активов в Казахстане, в понимании корпоративного подоходного налога и оборота в понимании НДС, будет зависеть от актива, которые приняты в обеспечение таких активов, так как по сути, обеспеченный цифровой актив является лишь надстройкой обеспечивающего его стоимость актива (аффилированное золото, зерно и прочие материальные запасы).

Объяснимо внимание

казахстанских майнеров и трейдеров
к технопарку «Астана хаб»
, однако в перечне приоритетных видов деятельности технопарка не содержится ни майнинг необеспеченных цифровых активов, ни торговля любыми видами цифровых активов (криптовалют), поэтому
налоговые льготы, положенные технопарку, в данном случае к таким доходам не применимы.

Нормы регулирования Международного финансового центра Астана

Майнинг и оборот цифровых активов регулируются нормами законодательных актов, издаваемых самим Центром.

Принципиально выгодные отличия регулирования для майнеров и трейдеров видны сразу же, начиная с дефиниции «цифрового актива».

В соответствии с актом МФЦА «Глоссарий» (да, он так называется и содержит единый общий перечень дефиниций, используемых другими актами МФЦА, что очень удобно и способствует единообразию понимания норм права), Цифровой актив (или Частные Электронные Деньги или Частные Е-деньги) представляет собой цифровое представление цены, которое:

  1. Торгуется на электронных торгах и функционирует как (а) мерило обмена, (b) единица счета, (с) имеет (хранит) стоимость;
  2. Может быть предметом обмена на фиатную валюту и обратно, но такой актив не выпущен государством или юрисдикцией;
  3. Выполняет указанные функции только по соглашению сообщества пользователей Цифрового актива и соответственно;
  4. Должно отличаться от Фиатной валюты и Электронных денег.

Законодательство МФЦА не знает разделения на обеспеченный или необеспеченный цифровой актив, не предусматривает понятие «майнинг», «выпуск» и «оборот» цифровых активов между участниками МФЦА и третьими лицами, а значит не содержит запрета, исходя из общих норм английского права, которое основывается на дозволении осуществления деятельности, запрет которой прямо не предусмотрен законом.

Определив сравнительную либеральность регулирования МФЦА своего оборота цифровых активов, с налоговой точки зрения необходимо учитывать следующее:

Законодательство МФЦА не относит Цифровые активы к ценным бумагам (Securities), а причисляет их к Инвестициям.

Для сравнения дадим понятие Ценная бумага (Security) по законодательству МФЦА:

  • (а) акция;
  • (b) долговой инструмент (например, облигации);
  • (c) варрант;
  • (d) сертификат;
  • (е) структурированный продукт.

В соответствии с профильным законодательным актом МФЦА, физические и юридические лица до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов по доходам:

  1. От прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи;
  2. От прироста стоимости при реализации акций участников — юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА, или долей участия в уставных капиталах участников — юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра;
  3. В виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи;
  4. В виде дивидендов по акциям участников — юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или по долям участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА.

В связи с тем, что цифровые активы в МФЦА не признаются ценными бумагами, налоговые льготы для дохода, получаемого от продажи цифрового актива, в профильном законодательстве МФЦА или национальном законодательстве не предусмотрены.

Однако не предусмотрено в МФЦА и отдельной криптобиржи, которая смогла бы обеспечить платформу для оборота такими активами.

Кыргызстан

К марту 2022 года регулирование криптовалют в Кыргызстане введено только в части налогообложения майнинга.

В июне 2022 года парламент Кыргызстана принял в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс». Он устанавливает 15% налог для майнеров.

Как пояснили ForkLog в Нацбанке Кыргызстана, базой обложения налогом являются «начисленные суммы за электроэнергию, потребленную при майнинге». В августе Минэкономики страны представило форму налоговой отчетности.

Закон также ввел понятие «виртуальный актив» и определил его как цифровое выражение стоимости. Но правовой статус криптовалют не определен и регулирование отсутствует, заявили в ЦБ.

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров отдельным указом поручил правительству и ЦБ разработать законопроекты по регулированию оборота криптовалют «для создания правовой основы их оборота, защиты прав потребителей и снижения рисков».

В декабре Нацбанк заявил о подготовке правовых документов для регулирования криптовалют, а в январе опубликовал два законопроекта.

Первый документ «Об обороте криптовалют» вводит термины «криптовалюта», «криптокошелек», «оператор обмена криптовалют» и другие.

Согласно ему, криптовалюта рассматривается как вид виртуального актива, представляющего собой цифровое выражение стоимости. Она не является денежным средством, валютой или средством платежа, а также не удостоверяет имущественные и неимущественные права.

Право собственности на криптовалюту приобретается с момента ее создания, а также при заключении и исполнении сделки с ней.

Операцией с криптовалютами признается их покупка и продажа за национальную валюту – сом.

Юрлицам и ИП запрещается совершать любые сделки с криптовалютами. Исключением являются участники рынка — операторы обмена и майнеры. Помимо них, к участникам рынка законопроект относит физлиц, «которые осуществляют операции с криптовалютами в собственных интересах».

Они имеют право:

  • выбирать контрагента среди участников рынка криптовалют для осуществления операций с криптовалютами;
  • открывать и использовать для осуществления операций с криптовалютами счета в банках;
  • самостоятельно устанавливать цены на криптовалюты, по которым осуществляются операции с ними;
  • на защиту персональных данных и прав на криптовалюты.

Операторы обмена криптовалют должны будут получить соответствующую лицензию у Нацбанка Кыргызстана. Последний указан в качестве регулятора оборота криптовалют и будет вести реестр операторов обмена.

Второй законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере виртуальных активов» предусматривает ряд поправок для регулирования криптовалют.

Он вводит понятие «виртуальный актив», включающее в себя криптовалюту и другие токены, в Гражданский кодекс в качества объекта гражданских прав.

В Налоговом кодексе предлагается ввести налогообложение услуг операторов обмена криптовалют по аналогии обменных бюро на основании обязательного патента.

В комментарии для ForkLog представители регулятора заявили, что законопроекты разработаны с целью создания правовой основы регулирования криптовалют, защиты прав потребителей, выполнения рекомендаций FATF и снижения связанных с оборотом криптовалют рисков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]