Майнинг криптовалюты остается одним из наиболее прибыльных и популярных способов инвестиций. Несмотря на падение цен на криптовалютном рынке, количество желающих зарабатывать на собственной ферме не уменьшается. Дефицит высокопроизводительных видеокарт заставляет майнеров обращать внимание на GPU попроще. На этот раз мы рассмотрим устройство нижнего уровня в линейке AMD — Radeon RX 550. Майнинг таких популярных валют вполне возможен на этой недорогой видеокарте. Давайте разберемся, какие криптовалюты стоит на ней майнить и насколько оправдано использование RX 550 в майнинге.
Как выбрать недорогую видеокарту, подходящую для майнинга и для игр?
Видеокарты с памятью хуже, чем GDDR5, имеют очень плохую пропускную способность, поэтому их приобретение нецелесообразно ни для игр, ни для майнинга.
Учитывая примерно одинаковую стоимость бюджетных графических адаптеров, не стоит рассматривать возможность покупки видеокарт с памятью GDDR3 (и хуже), даже если компьютер будет использоваться в качестве печатной машинки.
За цену до 50 USD сейчас можно купить новые видеокарты уровня GT 710, GTX1030, Radeon RX550-460 с 2 GB памяти GDDR5-типа, которые полностью покроют нужды офисного компьютера, а также дадут возможность играть во множество игр с производительностью выше интегрированной видеокарты, откусывающей память у системных DDR-модулей.
За такие деньги невозможно купить видеокарты с памятью GDDR5+, GDDR6 и GDDR6+, так как они входят в более высокую ценовую категорию. За полсотни баксов можно приобрести сносные б/у видеокарты, но есть риск купить набор «отремонтируй сам» с неисправными радиодеталями.
Кроме того, среди старых дешевых видеокарт не так уж много чего то подходящего для майнинга из-за низкой производительности и/или большой прожорливости.
Брать видеокарту с 1 гигабайтом памяти (даже GDDR5-типа) не имеет большого смысла, так как она будет не намного сильнее интегрированной, а по цене не отличается от двухгигабайтной. Кроме того, она будет заведомо непригодна для майнинга на ethash, так как минимальный размер DAG у любой монеты на этом алгоритме составляет 1 GB.
Выбор видеокарт с объемом памяти менее 2 GB оправдан только для очень слабых компьютеров, практически не пригодных для сколь-нибудь профитного майнинга, поэтому в данной статье не рассматривается.
Вывод
Проблема видеокарт RX 550 в том, что их характеристики позволяют работать на грани окупаемости. Изменения цен на эфир или сложности его добычи приведут к тому, что ферма начнет работать в убыток. Переключить ее на майнинг более простой, но менее прибыльной валюты не получится — майнинг Monero на RX 550 приносит в полтора раза меньше прибыли, чем Ethereum. С остальными валютами ситуация еще хуже.
Поэтому делать ферму на RX 550 стоит лишь в случае, если видеокарты уже имеются в наличии. Иначе лучше вложиться в более быстрое и перспективное железо.
Почему лучше ориентироваться на память GDDR5-типа в бюджетном сегменте?
Любая, даже самая дорогая DDR4-память не сравниться с быстродействием графической GDDR5-памяти.
Кроме того, отключение интегрированной графики улучшает тепловой режим работы центрального процессора, что косвенно увеличивает его производительность.
Это важно и для игр, и для майнинга криптовалют на randomx, randomWOW и других алгоритмах, оптимизированных для CPU.
Самыми доступными для ограниченных в средствах любителей техники являются модели производства компании Nvidia GT 710/730 с 2 гигабайтами памяти типа GDDR5. Сейчас такие видеокарты можно приобрести за 30-50 долларов. Есть модели с пассивной системой охлаждения и с небольшим вентилятором. Несмотря на низкий уровень потребления таких видеокарт, стоит ориентироваться на модели с активной системой охлаждения (вентилятором), так как это обезопасит видеокарту от перегрева в летние дни. К сожалению, возможности Nvidia GT 710/730 с 2 GB GDDR5-памяти в майнинге криптовалют на алгоритмах PoW очень ограничены архитектурой Kepler 2.0 и поддержкой устаревшей версии CUDA 3.5. Это связано с тем, что видеопроцессоры этих видеокарт выпущены уже очень давно.
Появление на рынке якобы новых видеокарт Nvidia с чипами GK208B в 2022 году было продиктовано желанием освободить склады и снять на этом немного деньжат с потребителей. Даже в Linux такие карты демонстрируют рекорды медлительности при вычислениях. В связи с этим их лучше использовать для разгрузки процессора от выполнения задач по прорисовке графики, воспроизведения видео — с этим они прекрасно справляются.
Более интересными для многопотоковых вычислений являются видеокарты GTX1030, Radeon RX550 и RX460. Они поддерживают относительно новые версии CUDA и OpenCL, что позволяет получить пристойные результаты при майнинге.
Прошивка биоса
Как прошить видеокарту RX 470 для майнинга? Для модификации BIOS необходимы следующие программы:
- ATIWinflash — сохраняет настройки и прошивает карту.
- SRBPolaris V3-Int — редактирует биос.
- Atikmdag-patcher — адаптирует перепрошитую GPU под виндовс и драйвера.
Последовательность действий
- Открываем Atiwinflash с правами администратора, если карт несколько выбираем нужную и жмем правую кнопку Save для сохранения оригинального биоса. Необходимо сделать минимум две копии, одну для редактирования, другую возврата к прежним настройкам в случае некорректной работы карты после перепрограммирования.
- Открываем BIOS в утилите SRBPolaris для изменения таймингов (схема задержек времени для корректного выполнения операций). Смотрим производителя памяти устройства. Подбираем значения, соответствующие RAM видеокарты.
- Редактируем тайминги и сохраняем модифицированный биос. Вместо SRBPolaris, можно использовать PolarisBiosEditor-master с функцией автоподбора таймингов. Но, лучше всего, возьмите тайминги отсюда: https://forum.bits.media/index.php?/topic/38510-eth-xmrтаймингиrx470480570580-оптимизированные-тайминги-и-конфиги/
- Нажимаем Load image в утилите Atiwinflash, выбираем новую модификацию BIOS и даем команду Program. После прошивки утилита предложит перезагрузить ПК. До перезагрузки необходимо запустить Atikmdag-patcher, иначе система может не обнаружить видеокарту.
Важно учесть:
- Оптимизированные тайминги 470 майнинг ускорят на 25-30%, что немаловажно учитывая стоимость электроэнергии.
- При сдаче в гарантийный ремонт прошитых видеокарт, магазин вправе отказать в ремонте. Будьте осторожны, если решили изменить настройки видеокарты.
- Майнеры Claymore’s 15 и Phoenix 5.5 умеют модифицировать тайминги на лету. В клейморе нужно подобрать значения –strap и –rxboost, а в фениксе добавить опцию – mt 1, или – mt 2. Вы получите такой же хешрейт, как и на модифицированном BIOS и не будете рисковать гарантией.
Некоторые особенности видеокарт нижнего ценового сегмента с памятью GDDR5
Видеокарты Nvidia GT 710/730 с 2 GB GDDR5 могут без особых ухищрений стабильно разгоняться по ядру на 50-100 МГц, а по памяти еще больше, так как в них используются современные модули памяти высокой плотности.
Микросхемы памяти K4G80325FB-HC03 согласно даташиту могут работать на тактовой частоте 1250 МГц (эффективная — 6 Gbps) с вольтажом VDD/VDDQ, равным 1.5/1.5 вольт. Это старые чипы третьего поколения, которые все же неплохо разгоняются.
Частота работы чипов памяти Samsung кодируется в последних двух цифрах маркировки:
Таким образом, базовая полоса пропускания этих карт, равная 40.1 GB/s может быть расширена с помощью увеличения частоты памяти. Правда это не даст особого эффекта из-за малой разрядности шины памяти, вызванной использованием всего двух модулей памяти.
Если не использовать вольтмодов, видеокарты Nvidia GT 710/730 с 2 GB GDDR5 могут быть разогнаны по ядру на 5-10% и по памяти на несколько сотен MHz (на 50-70%). По ядру можно еще больше увеличить разгон (на 30-40%), но стабильность работы такой видеокарты будет не очень высокой.
Плата видеокарты Nvidia GTX1030 производства ASUS с 2 GB памяти, набранными 2 чипами памяти Micron:
У видеокарт производства AMD на двухгигабайтных видеокартах установлено по 4 модуля памяти, что увеличивает разрядность шины памяти до 128 бит, что в два раза больше, чем у младших видеокарт nvidia. Поэтому красные карты значительно опережают видеокарты Nvidia на алгоритме Ethash.
Плата видеокарты AMD Sapphire RadeonRX550 с 2 GB памяти, набранными 4 чипами памяти Elpida:
Хотя рассматриваемые видеокарты имеют всего по 2 GB памяти, на них можно майнить некоторые монеты с небольшим размером DAG на алгоритме ethash, например Dubaicoin на пуле comining.
При этом можно сразу исключить из гонки видеокарты производства Nvidia. Хотя в них и стоят современные чипы памяти, их всего два, что ограничивает разрядность шины памяти 64 битами.
Кроме того, в последних драйверах nvidia, поддерживающих CUDA 11.0+, нет поддержки старых версий NVIDIA GPU compute capability. В связи с этим видеокарты Nvidia GT 710/730 на драйверах 450.102.04 на ethash выдают смехотворные 0.7-1 mh/s.
На алгоритме verthash в программе verthashminer 0.6.2 Nvidia GT 710 выдает всего 13.8 kh/s, что хуже, чем встроенные в процессор Intel видеоадаптеры HD/UHD (подробнее о майнинге на встроенных GPU в статье «Можно ли запустить майнинг на интегрированной видеокарте процессора Intel?«).
Майнинг криптовалюты DBIX (размер DAG 1.33 Gb) на Nvidia GT 710 в программе Phoenix Miner с драйверами :
Что нужно для майнинга на RX 550
Кроме покупки видеокарты, нужно иметь компьютер с HDD объемом от 80 гигабайт и ОЗУ 4 Гб и более (на меньший размер невозможно установить 64-битную версию Windows, на которой работают майнинговые приложения). Даже при покупке самых бюджетных моделей материнской платы, процессора, памяти, жесткого диска и блока питания оборудование обойдется довольно дорого. Улучшить окупаемость вложений можно, присоединив к ферме 4-6 видеокарт. Это стоит сделать, несмотря на то, что придется потратиться на более дорогую модель материнской платы с соответствующим количеством портов PCI-E.
Надеяться на эффективный разгон не приходится, поэтому для охлаждения рига достаточно штатных вентиляторов видеокарт. Проблему может вызвать отсутствие внешнего питания. Большая нагрузка на материнскую плату, питающую GPU через порты PCI-E, может привести к ее преждевременной поломке. Поэтому стоит обратить внимание на показатели максимально допустимой мощности конкретной модели.
Майнить лучше в пуле с помощью Claymore’s Miner.
Claymore`s Dual Miner.
Кроме приложения для добычи эфира, понадобится программный криптовалютный кошелек или счет на криптобирже.
Выбор пула зависит от ваших предпочтений. Лучше выбрать один из достаточно старых и известных: Nanopool, 2Miners, NiceHash или MinerGate. В соответствующем разделе пула вы найдете совместимые майнинговые приложения и инструкцию по их настройке для работы с площадкой.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | |
CPU | Intel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100 МГц × 40), постоянная частота |
Материнская плата | ASUS RAMPAGE V EXTREME |
Оперативная память | Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт + Crucial M550 512 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU | Thermalright Archon |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD | |
Все видеокарты | Radeon Software Crimson ReLive Edition 17.6.2 (Tesselation: Use application settings) |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все видеокарты | GeForce Game Ready Driver 382.53 |
Бенчмарки: синтетические | |||
Тест | API | Разрешение | Полноэкранное сглаживание |
3DMark Cloud Gate | DirectX 11 (feature level 10_0) | 1280 × 720 | Выкл. |
3DMark Sky Diver | DirectX 11 (feature level 11_0) | 1920 × 1080 | |
3DMark Fire Strike | DirectX 11 (feature level 11_0) | 1920 × 1080 |
Бенчмарки: игры | |||
Игра (в порядке даты выхода) | API | Настройки | Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 | |||
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Swamp | Выкл. |
Metro: Last Light Redux, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
GTA V, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
DiRT Rally, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Rise of the Tomb Raider, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество, VXAO выкл. | |
Tom Clancy’s The Division, встроенный бенчмарк | Макс. качество, HFTS выкл. | ||
Ashes of the Singularity, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
DOOM | Vulkan | Макс. качество. Миссия Foundry | |
Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | |
Deus Ex: Mankind Divided, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Battlefield 1 + OCAT | Макс. качество. Начало миссии Over the Top |
Бенчмарки: декодирование видео, вычисления | |
Программа | Настройки |
DXVA Checker, Decode Benchmark, H.264 | Файлы 1920 × 1080p (High Profile, L4.1), 3840 × 2160p (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder |
DXVA Checker, Decode Benchmark, H.265 | Файлы 1920 × 1080p (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160p (Main Profile, L5.0). Microsoft H265 Video Decoder |
LuxMark 3.1 x64 | Сцена Hotel Lobby (Complex Benchmark) |
Sony Vegas Pro 13 | Бенчмарк Sony для Vegas Pro 11, продолжительность — 65 с, рендеринг в XDCAM EX, 1920 × 1080p 24 Гц |
SiSoftware Sandra 2016 SP1, GPGPU Scientific Analysis | Open CL, FP32/FP64 |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Ocean Surface Simulation | — |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Particle Simulation — 64K | — |
Существующие перспективы
Особых перспектив у RX 550 нет. В добычи биткоина они точно будут показывать себя плохо. На двухгиговых RX 550 майнинг эфира – это не лучшая затея. У эфириума быстро растет вес DAG-файла, а потому скоро добывать его на таких видеокартах будет невозможно. А поэтому только на RX 550 4gb стоит браться за майнинг эфириума. Для добычи лучше выбирать криптовалюты вроде монеро или зек, это идеальный вариант.
Получается, к этому варианту стоит присмотреться тем людям, у кого существенно ограничен бюджет. Карты довольно быстро окупятся, а еще они потребляют не так много энергии. Но с таким хешрейтом далеко не зайдешь. Карту можно прикупить как небольшое дополнение, но рассматривать ее в качестве основы для долгосрочного майнинга нельзя. Скорее всего на рынке скоро появятся аналоги, с лучшей производительностью.
Характеристики AMD RX 5500 XT 8gb.
Наименование | Значение |
Ядро | Navi 14 |
Техпроцесс, нм | 7 |
Транзисторов, млн | 6400 |
Частота работы ядра, МГц | 1670–1845 |
Частота работы шейдерных блоков, МГц | 1670–1845 |
Шейдерных блоков | 1408 |
TMU | 88 |
ROP | 32 |
Частота работы памяти (DDR), МГц | 1750 (14000) |
Шина памяти | 128-bit GDDR6 |
Объем памяти | 8192 |
ПСП, ГБ/с | 224 |
Shaders Model | 6.4 |
Fill Rate, Mpix/s | 59040 |
Fill Rate, Mtex/s | 162400 |
DirectX | 12 (12_1) |
Интерфейс | PCI-E 4.0 |
В стоке видеокарта потребляет в среднем 80 Вт, что является неплохим значением, и она не требовательна для блоков питания. Риг из шести RX 5500 XT можно запитать одним хорошим БП на 1000 Вт, либо на двух 800 Вт. Главное, чтобы хватало проводов PSU с коннекторами 8-pin.
Дешёвый Аэрокул KCAS на 1000 Вт не выдержит.
Не следует подключать две видеокарты на один кабель с доп.питанием, может случиться перегрев проводки, как на самих проводах, так и на силовых линиях внутри блока питания, одна видеокарта нагружает линию током в 30 ампер.
Хэшрейт
Хэшрейт – это единица измерения, определяющая вычислительную мощность видеокарты в майнинге. Чем он выше — тем лучше. Хэшрейт может отличаться в зависимости от монеты, которую майнит карта. Подробности — в таблице ниже.
Монета | Алгоритм | Хэшрейт |
Expanse (EXP) | DaggerHashimoto EXP | 14,5 MH/S |
Ubiq (UBQ) | Ubqhash | 14,5 MH/S |
Ravencoin (RVN) | KawPow | 3,5 MH/S |
⇡#Производительность: 3DMark
3DMark оптимистично оценивает быстродействие Radeon RX 550. Новинка опережает видеокарту с бóльшим числом шейдерных ALU — Radeon R7 360. В то же время интегрированный GPU в составе A10-7870K, несмотря на почти такую же, как у Polaris 12, конфигурацию вычислительных блоков, получил меньше половины очков, набранных RX 550. А вот GeForce GTX 750 Ti даже скромный объем локальной памяти не помешал занять первое место в синтетических тестах.
3DMark (Graphics Score) | |||||
Разрешение | AMD Radeon RX 550 (1190/7000 МГц, 2 Гбайт) | AMD A10-7870K (867/2400 МГц, 2 Гбайт) | AMD Radeon R7 360 (1050/6500 МГц, 2 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1020/5400 МГц, 1 Гбайт) | |
Cloud Gate | 1280 × 720 | 28 120 | 11 757 | 26 263 | 31 312 |
Sky Diver | 1920 × 1080 | 13 740 | 6 916 | 14 087 | 14 811 |
Fire Strike | 1920 × 1080 | 4 112 | 2 018 | 4 157 | 4 421 |
Макс. | −50% | +3% | +11% | ||
Средн. | −53% | −1% | +9% | ||
Мин. | −58% | −7% | +8% |
Производительность: игры (1920 × 1080)
В целом игры на максимальных настройках качества даже в разрешении 1080p лежат за пределами возможностей таких видеокарт, как Radeon RX 550. Тем не менее полученные результаты говорят об устройстве скорее положительно: в ряде тестов частота смены кадров приближается к целевым 30 FPS, в том числе и в играх с отличной графикой — таких как Battlefield 1 и Metro: Last Light Redux.
В сравнении со своими соперниками Radeon RX 550 занял промежуточную позицию между интегрированным графическим ядром AMD A10-7870K, с одной стороны, и ускорителями класса Radeon R7 360 и GeForce GTX 750 Ti, с другой. Несмотря на архитектурное сходство между RX 550 и APU, производительность дискретной видеокарты выше в среднем на 54 %. Radeon R7 360, в свою очередь, лишь на 5 % обгоняет RX 550. GeForce GTX 750 Ti мог бы претендовать на преимущество около 15 %, но категорическая нехватка оперативной памяти (всего 1 Гбайт) подрывает его позиции в ряде тестов и сводит средний результат к 7-процентному превосходству над Radeon RX 550.
1920 × 1080 | |||||
Полноэкранное сглаживание | AMD Radeon RX 550 (1190/7000 МГц, 2 Гбайт) | AMD A10-7870K (867/2400 МГц, 2 Гбайт) | AMD Radeon R7 360 (1050/6500 МГц, 2 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 750 Ti (1020/5400 МГц, 1 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | Выкл. | 12 | 6 | 13 | 14 |
Battlefield 1 | 28 | 13 | 27 | 16 | |
Crysis 3 | 23 | 11 | 24 | 25 | |
Deus Ex: Mankind Divided | 11 | 7 | 12 | 8 | |
DiRT Rally | 23 | 13 | 25 | 29 | |
DOOM | 21 | 20 | 24 | 26 | |
GTA V | 25 | 11 | 26 | 30 | |
Metro: Last Light Redux | 29 | 13 | 30 | 35 | |
Rise of the Tomb Raider | 20 | 10 | 22 | 16 | |
Tom Clancy’s The Division | TAA: Stabilization | 10 | 6 | 10 | 15 |
Total War: WARHAMMER* | Выкл. | 21 | 10 | 21 | 22 |
Макс. | −5% | +14% | +50% | ||
Средн. | −45% | +5% | +7% | ||
Мин. | −56% | −4% | −43% |
* В Total War: WARHAMMER GeForce GTX 750 Ti работает под API DirectX 11.