Виды слияний
В зависимости от мотивов сделки слияния и поглощения могут классифицироваться на следующие виды:
- Горизонтальная интеграция
- Вертикальная интеграция
- Конгломератная интеграция
Горизонтальная интеграция
- Слиянние двух компаний в одной и той же отрасли, чьи операции очень близки
- Основные мотивы: экономия масштаба, увеличение рыночной силы, улучшение продуктового микса
- Недостатки: может быть предметом для рассмотрения антимонопольными органами
Вертикальная интеграция
- Слияние двух компаний в одной и той же отрасли, но занимающиеся разными стадиями переработки продукции
- Хорошим примером такого объединения может служить объединение свиноводческой фермы и мясокомбината
- Основные мотивы: увеличение прогнозируемости поставок сырья и сбыта продукции, внедрение системы управления запасами «точно в срок» (just-in-time) ведущие к существенному снижению уровня запасов
Конгломератная интеграция
- Комбинирование независимых друг от друга бизнесов, которое обычно не сопровождается синергетическими эффектами, кроме брендов и управленческого таланта
- Основные мотивы: снижение риска посредством диверсификации, оптимизации затрат на управление, улучшение продаж за счет бренда
Oracle → PeopleSoft (2005), $12,6 млрд
В 2003 году PeopleSoft занимала второе место на рынке систем управления предприятием после SAP. Компания закончила слияние с JD Edwards, что позволило им вести дела не только с корпорациями, но и со средними по величине организациями.
Третье место на рынке ERP-систем было за Oracle, планировавшей изменить своё положение. Для этого понадобилось полтора года и $12,6 млрд по современному курсу. С июля 2003 года Oracle атаковала PeopleSoft предложениями о поглощении, сначала повышая цену относительно рыночной, а затем уменьшая размер предложения. Совет директоров PeopleSoft отстаивал независимость компании, поражаясь агрессивному давлению со стороны Oracle.
К делу подключились Министерство юстиции США и Европейская комиссия, считавшие потенциальную сделку незаконной. Но Oracle во главе с Ларри Эллисоном смогла добиться своего – в сентябре 2004 года в США признали, что нарушения антимонопольных законов в этой операции нет. Позже такое же решение приняли и в Европе. К 2005 году Oracle завершила сделку по поглощению, уволив больше половины сотрудников PeopleSoft.
Многие клиенты PeopleSoft опасались, что её покупка была совершена только ради устранения, и большинство разработок бывшего конкурента Oracle свернёт. Однако после слияния Oracle продолжила развивать и выпускать системы PeopleSoft и JD Edwards, сделав их частью своего пакета приложений. Через год после сделки прибыль корпорации увеличилась, Oracle приблизилась к своему главному конкуренту – SAP.
Основные аргументы в пользу слияний и поглощений
Органический рост или развитие за счет слияний и поглощений
Органический рост – это развитие компании за счет внутренних ресурсов, созданное усилиями внутренних специалистов.
Преимущества органического роста (недостатки роста за счет слияний и поглощений)
- Органический рост позволяет планировать стратегию развития бизнеса в соответствии с задачами акционеров
- Менее рискованный путь развития в сравнении с слияниями
- Затраты обычно более высокие в слияниях и поглощениях (существенные премии при выкупе акций)
- Позволяет избежать проблем при интеграции поглощаемых компаний. Интеграционный процесс обычно очень сложный из-за существенных различий в политиках, методах ведения бизнеса, учетных системах, культурных и иных различий
- Слияние или поглощение оказывает большое давление на существующий менеджмент, так как необходимо обучать новый менеджмент и выстроить управление новым бизнесом
Преимущества развития за счет слияний и поглощений
- Самый быстрый способ войти на новый рынок или запустить новый продукт
- Снижается риск перепроизводства на рынке и усиления конкуренции
- Снижается количество конкурентов
- Увеличение рыночной власти компании с целью влиять на цену продукции, например, за счет монополии на продукт или сговор с другими производителями
- При поглощении высококвалифицированный персонал «обекта сделки» может стать конкурентным преимуществом
В итоге путь по которому развиваться будет зависеть от конкретной ситуации. В том или ином случае решение должно приниматься исходя из всех предпосылок.
HP → EDS (2008), $15,4 млрд
В 2008 году Hewlett-Packard поглотила техасскую EDS (Electronic Data Systems). EDS была одной из крупнейших международных компаний по предоставлению услуг и поставок оборудования для корпоративного сектора. Уважаемая до слияния с HP компания сдала свои позиции – многих сотрудников сократили для экономии средств, другие ушли из-за несогласия с политикой руководства HP.
Оценка стоимости EDS была сильно завышена, через 4 года это признали и в Hewlett-Packard. Концентрация на краткосрочных отношениях с клиентами, стремление быстро заработать, непонимание всех процессов внутри компании и неправильный выбор приоритетов – это были основные проблемы интеграции EDS и HP Enterprise Services, по мнениям экспертов.
Синергетический эффект
Как и в других сферах финансового менеджмента в конечном счете вся деятельность должна вести к повышению стоимости бизнеса, т.е. к улучшению благосостояния акционеров. Как, например, в планировании капитальных инвестиции любой проект должен быть одобрен только если NPV>0. В свою очередь слияния и поглощения должны проводиться только если они ведут к увеличению акционерного капитала.
Существует несколько видов синергии:
Синергия по выручке
Синергия по выручке включает в себя:
- Рыночная власть и снижение конкуренции. Компании могут сливаться чтобы увеличить рыночную власть и получить возможность влиять на цену продукции. Горизонтальные сияния могут позволить компании получить некоторую долю монопольного влияния, которая в свою очередь может увеличить рентабельность бизнеса за счет увеличения цены.
- Экономика вертикальной интеграции. Некоторые слияния подразумевают вертикальную интеграцию, т.е. выкуп компаний в рамках одной производственной цепи. Как например поставщик сырья выкупает потребителя своей основной продукции, что может увеличить рентабельность за счет исключения любых посредников, улучшение контроля материалов и избежание споров поставщик-покупатель.
- Дополнительные ресурсы. Иногда комбинация сильных сторон двух компаний может привести к синергетическому эффекту. Что имеется в виду? Слияние компании, занимающееся инновационной продукцией, и маркетингового агентства может привести к прибыли существенно большей, чем у каждой компании в отдельности.
Синергия затрат
Синергия по затратам включает в себя:
- Экономика масштаба. Горизонтальные слияния (в рамках схожего бизнеса) очень часто призваны снизить затраты, а значит увеличить рентабельность благодаря экономике масштаба. Экономия масштаба может быть в сфере производства, маркетинга, финансов. Экономика масштаба возникает в результате распределения накладных расходов на большие производственные объёмы, консолидации производства, использования свободных мощностей, увеличения власти покупателя и получения скидок за объем, снижение затрат на дублирующийся расходы такие как бухгалтерский учет или управленческие расходы.
- Экономия от совмещения. Может возникать в маркетинге от совмещения рекламы нескольких товаров.
Финансовая синергия
Финансовая синергия включает в себя:
- Сокращение неэффективности. Если жертва поглощения плохо управляется и ее эффективность как и стоимость могут быть улучшены более профессиональным менеджментом . Улучшения могут быть достигнуты в сферах производства, маркетинга или финансов.
- Налоговый щит. Иная форма финансовой синнергии может быть использована за счет накопленных налоговых убытков.
- Избыточные денежные средства. Бывает, что у компании накапливаются избыточные денежные средства, которые необходимо как-то использовать. Увеличение дивидендов не всегда является решением, так как акционерам такое колличество денег может быть тоже не нужно, а так же выплата дивидендов сопряжена с налоговыми обязательствами. В итоге приобретение новых компаний является единственным выходом.
- Диверсификация корпоративных рисков. Одной из основных причин слияний и поглощений, особенно конгломератных, является тот факт, что потоки от нескольких компаний всегда будут более стабильными чем от одной. В данном случае слияние является фактором снижения общего риска, но не системного.
- Диверсификация и финансирование. Если прогноз денежных потоков двух отдельных компаний не выглядит хорошо в глазах кредиторов, то эффективным решением может быть слияние двух компаний, чтобы продемонстрировать более постоянные денежные потоки и увеличить привлекательность бизнеса для кредиторов.
Прочие виды синергии
Другие виды синергии включают в себя:
- Слияние управленческого таланта. Компании с высококвалфицированным менеджментом могут использовать свои ресурсы только когда есть проблемы и задачи для решения. Поглощение проблемной компании иногда является единственным способом заинтересовать квалифицированным менеджмент
- Посевные инвестиции. Бывает, что органический рост бизнеса — очень трудоемкое занятие, тогда поглощение может стать хорошей альтернативой для развития новых продуктов и рынков
Google → Motorola (2011), $13,2 млрд
Летом 2011 года Google объявила о приобретении Motorola Mobility, получив больше 20 тысяч патентов на различные мобильные разработки вместе с исследовательской лабораторией. Далее Google представила смартфоны Motorola X и Motorola G, работающие на очищенной от большинства сторонних модификации версии Android.
Такой шаг привлёк внимание и насторожил многих производителей смартфонов, особенно Samsung. Корейский гигант почувствовал, что даже его мощи не хватит, чтобы обогнать Google в случае прямой конкуренции.
Версия Android от Google воспринималась пользователями лучше, чем перегруженный вариант оформления от Samsung. Поэтому корейской компании пришлось повременить с планами об использовании своей ОС Tizen.
В начале 2014 года Google и Samsung заключили десятилетнее соглашение, в котором содержатся ограничения по возможным изменениям Android на производимых смартфонах. Google смогла удержать крупнейшего производителя устройств на своей ОС от конфронтации, при этом получив больший контроль над продуктом.
В итоге после продажи Motorola компании Lenovo по гораздо более низкой цене Google сохранила все патенты и исследовательские мощности, усилив влияние на производителей Android-устройств.
Причины слияний в «реальном мире»
В то время как потенциальная синергия это ключевая причина слияний и поглощений, существуют и иные причины:
- Выход на новые рынки и запуск новых продуктов
- С целью получения высококвалифицированного персонала, ноу-хау, технологий
- Управленческие мотивы и личные интересы руководства
- Гипотеза высокомерия
- Диверсификация
- Защитный механизм чтобы защититься от недружественного поглощения
- С целью улучшения ликвидности
- Привлечение дополнительного финансирования
- Снижение риска путем поглощения менее рискованных активов
- Стимулирование роста бизнеса
Facebook → WhatsApp (2014), $22 млрд
По сравнению с ценой, которую Facebook заплатила за WhatsApp, прибыльность мессенджера очень мала. Но, как сообщали Bloomberg, на данный момент для WhatsApp важен только постоянный рост. Экспериментировать с методами монетизации они начнут уже после достижения миллиарда пользователей. В компании считают, что Facebook Messenger и WhatsApp не конкурируют друг с другом благодаря разной направленности в использовании.
Многие эксперты положительно оценили эту сделку, посчитав её выгодной для Facebook. Пока нет полной уверенности, что такое дорогое приобретение принесёт соразмерную прибыль, но в долгосрочной перспективе это вполне возможно.
Почему многие слияния «проваливаются»?
Ряд исследований показывают, что многие поглощения оказываются ошибкой и только навредили стоимости акционерного капитала. Основные причины называемые в данных исследованиях аковы:
- Завышеная оценка экономики масштаба.
- Как только компания куплена, руководство принимается за поиск нового обьекта и забывает убедиться, что интеграция проведена корректно и ожидаемые синнергетически эффекты достигнуты.
- Недостаточные преварительный анализ поглощаемого бизнеса в сочетании неспособностью корректно осуществить интеграцию бизнеса
- Недооценка проблем с персоналом.
- Превалирвоание субьективных факторов в принятии решений. Продавливание решений на авторитете первых лиц компании.
- Сложность оценки
- Лень менеджмента искать альтернативы
- Желание победить! Когда две компании борятся за один объект, то победитель заплатит существенную премию за обьект сделки. Иными словами покупатель попросту переплачивает.
Поделитесь ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Ещё
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
- Послать это другу (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
Microsoft → Skype (2011), $9 млрд
Microsoft поглотила Skype в 2011 году, обогнав Google, Facebook и Cisco со своим предложением. Эксперты отнеслись к сделке скептически, отметив, что Microsoft явно переплатила за компанию, которая никак не могла выйти на прибыльность.
Кроме того, предыдущие крупные поглощения оказались для ИТ-гиганта провальными. Несмотря на то, что сильно заметного эффекта это слияние до сих пор не принесло, Microsoft смогла извлечь определённую выгоду.
Приобретение Skype позволило Microsoft закрепиться в сфере IP-телефонии и видеосвязи, получив платных подписчиков в числе огромной базы пользователей. Компания смогла интегрировать Skype со своими продуктами — Windows, Office, Xbox, Bing, Microsoft Messenger и Lync. Так Microsoft повлияла на свои сервисы одновременно и для обычных пользователей, и для корпоративных клиентов.
Серьёзной прибыли Skype всё ещё не приносит, но служит связующим звеном для других проектов корпорации, и, при верном подходе, сможет сдерживать конкурентов за счёт большей популярности.